Пигменты для красок – разновидности, классификация

Как наносятся жидкие покрытия?

После того как выбираются необходимые материалы, а также проверяется качество лакокрасочного покрытия, выбирается способ нанесения его на поверхность, которых существует несколько:

  • Ручной. Применяется для проведения окраски различных крупногабаритных изделий, а также для проведения бытового ремонта и устранения всевозможных бытовых дефектов. В основном принято использовать лакокрасочную продукцию естественной сушки.
  • валковый. Механизированное нанесение, которое предусматривает использование системы валиков. Применяется для нанесения материалов на плоские изделия, такие как полимерные пленки, листовой и рулонный прокат, картон, бумага и множество других.
  • струйный. Обрабатываемое изделие проводится через специальную «завесу» из соответствующего материала. При помощи такой технологии может наноситься лакокрасочное покрытие машины, различного бытового оборудования и еще целого ряда других изделий, при этом для отдельных деталей чаще используется облив, в то время как наливом обрабатываются плоские изделия, такие как листовой металл, а также щитовые элементы мебели и другие.

Методы окунания и облива в преимущественном большинстве случаев принято использовать для того, чтобы наносить слои лакокрасочного покрытия на изделия обтекаемой формы, имеющие гладкую поверхность, если нужно окрасить их в один цвет.

Для получения лакокрасочных покрытий, имеющих равномерную толщину без каких-либо наплывов или подтеков, после окраски изделия в течение определенного времени выдерживают в парах растворителя, поступающих непосредственно из сушильной камеры

Здесь важно провести правильно определение толщины лакокрасочного покрытия

Свойства пигментов для ЛКМ

Каждый пигмент обладает уникальным цветом и наделен рядом значимых свойств. К числу общих свойств пигментов относят укрывистость пигмента, его способность к окрашиванию, тонкость помола, светостойкость, огнестойкость, стойкость против химреагентов, маслоемкость и атмосферостойкость.

  • Укрывистость пигмента характеризуются расходом пигмента краски на один квадратный метр окрашиваемой поверхности;
  • Чем более тонким является уровень помола пигмента, тем более лучшими будут показатели укрывистости и красящей способности;
  • Светостойкость — восприимчивость пигмента к внешнему воздействию света на окрашенную поверхность;
  • Атмосферостойкость — восприимчивость пигментов к комплексному влиянию температуры, сырости, углекислоты и других факторов внешней среды на окрашенную поверхность. Отличная атмосферостойкость наблюдается у железного сурика;
  • Огнестойкость пигментов проявляется при воздействии высокой температуры. Пигменты на органической основе не обладают этим свойством;
  • Антикоррозионная способность — свойство, которое направлено на защиту металла от коррозии.
  • Маслоемкость — это свойство пигментов связано с физико-химическим процессом смачивания или растекания жидкости пленкообразующей системы по поверхности твердого тела (пигмента).

Семиперманентные или ППД (пигменты прямого действия)

Данный вид красителей является слабощелочным ( рН 7.5-8) и способен разрыхлить только верхние кортексные слои, слегка приоткрыв чешуйчатый слой. Но не следует забывать, что чем выше гигроскопичность (пористость) волоса, тем глубже «провалится» пигмент.

В качестве щелочей чаще всего содержит либо Ethanolamine (этаноламин) либо Sodium hydroxide (гидроксид натрия). Часто на помощь щелочам приходят такие спирты как Ethyl alcohol (Ethanol), Alcohol denat., Isopropyl alcohol, которые являясь проводниками-транспортерами. Они «помогают» иным компонентам состава проникнуть глубже в волос.

Семиперманенты содержат уже проявленную мелкую цветную молекулу, поэтому в присутствии окислителя не нуждаются. Состав таких красителей в большинстве случаев не содержит ухода и ограничивается лишь водой, щелочами, спиртами, пигментом, отдушками и несколькими структурообразователями, влияющими непосредственно на консистенцию продукта.

Как выбирать краску, чтобы она не портила волосы

Краска способна сделать женщину более привлекательной. Но в угоду красоте мы идем на жертву, поскольку частое окрашивание заканчивается порчей волос. Приходится принимать меры и бороться с сухостью, ломкостью, секущимися кончиками, да и просто с усиленным выпадением.

Чтобы этого не случилось, мы разберёмся вместе в красках и красителях, их воздействии на структуру волос, а также в том, как выбрать нужный цвет и самостоятельно покрасить волосы.

При выборе краски, нужно учитывать структуру волос. Они могут быть плотными и прямыми, тонкими и вьющимися. Цвета и оттенки натуральных волос настолько разнообразны, сколько содержится меланина – пигмента в кортикальном слое волоса.

Пигменты, их виды и свойства

Сухие строительные краски (пигменты) — это тонкоизмельченные цветные порошки природного или искусственного происхождения. Частицы пигментов (рис. 33), не растворяющиеся в воде и в связующем, образуют непрозрачную цветную пленку. Разнообразные пигменты различают по цвету.

Белые. Гашеная известь (в виде теста), ее разводят водой до консистенции молока.

Мел — мелкоизмельченный порошок желтого или сероватого оттенка. Для приготовления окрасочных составов (побелок) мел, залитый водой, процеживают через однослойную марлю; при окрашивании с помощью распылителей — через двойную марлю.

Белила — пигмент белого цвета. По химическому составу — механическая смесь сульфида цинка и сульфата бария. Белила применяют для приготовления масляных красок.

Желтые (рис. 34, о). Охра — пигмент от желтого до коричневато-красного цвета, по химическому составу — алюмосиликат, окрашенный оксидами железа. Охру используют для изготовления лакокрасочных материалов (красок, эмалей).

Кроны — пигменты от лимонного до оранжевого цвета. Они бывают свинцовые и цинковые.

Синие (рис. 34, б). Ультрамарин (синька) широко применяется в известковых и меловых окрасочных составах.

Малярная лазурь (милори) — пигмент темно-синего цвета, применяют только в масляных и эмалевых красках.

Красные (рис. 34, в).

Сурик железный — пигмент от кирпично-красного до темно-вишневого цвета. По химическому составу — оксид железа. Пигмент применяют в масляных и эмалевых красках.

Мумия — пигмент от желтого до кирпично-красного цвета. По химическому составу — алюмосиликат железа. Мумию применяют в разнообразных лакокрасочных материалах.

Марс красный (редоксайд) — коричневато-красный пигмент, применяют для приготовления разнообразных красок.

Зеленые (рис. 34, г).

Оксид хрома (хромовые зелени) — это смесь пигментов желтых кронов с малярной лазурью, применяют в масляных и эмалевых красках.

Коричневые (рис. 34, д).

Умбра — пигмент с зеленоватыми или красноватыми оттенками, используют при приготовлении красок различного назначения.

Сиена жженая — пигмент коричневато-оранжевого или коричневато-красного цвета, применяемый в лакокрасочных материалах.

Черные (рис. 34, е).

Сажа — пигмент легко смешивается только с маслом, клеевой или мыльной водой.

Пероксид марганца — пигмент черного цвета, хорошо смешивается с водой.

Наполнители — минеральные порошки белого цвета: мел, тальк, каолин и др. Их назначение — снизить расход пигмента в окрасочном составе. Наполнители, как и пигменты, не растворяются в связующем, не имея при этом собственного цветового тона.

Рис. 34. Образцы выкрасок цветных пигментов
в – желтых; б – синих; в – красных; г – зеленого; д – коричневого; е- – черного; 7 – охра; 2, 3. – кроны лимонного и оранжевого цвета; 4 – ультрамарин; 5 – малярная лазурь; 6 — сурик железный; 7 — мумия; в – марс красный; 9 – оксид хрома; 10 – умбра; 11 – сиена жженая; 72 – сажа

Свойства пигментов характеризуются:
укрывистостъю, т.е. количеством граммов пигмента для покрытия 1 м2, исключающего просвечивание нижележащего слоя поверхности;
стойкостью к воздействию солнечного света, воды и масла;
щелочестойкостъю, т.е. способностью не изменять своего цвета при контактах с бетонной или оштукатуренной поверхностью.

Водные и безводные окрасочные составы с использованием разнообразных пигментов, а также сухие и тертые краски приготовляют централизованно в колерных мастерских или в передвижных малярных станциях.

ЧОкрашивание поверхности известковыми составамиРазличные малярные составыПодмазки под масляную окраскуПодмазки под клеевую окраскуПроолифка и грунтовка под масляную окраскуГрунтовки под клеевую окраскуГрунтовки под известковую окраскуПриготовление различных огрунтовочных составовВспомогательные материалы для малярных работРастворители и разбавители для малярных работ

Стабилизаторы окраски

Стабилизаторы (фиксаторы) окраски сохраняют природную окраску пищевых продуктов при их переработке и хранении или замедляют нежелательное изменение окраски. Ряд растительных продуктов, используемых при производстве кондитерских изделий, склонны к побурению. Следует различать два типа побурения ферментативное и неферментативное.

Ферментативное побурение вызывают вещества коричневого цвета, образующиеся по реакциям, катализируемым ферментами. Например, полифенолоксидаз; катализирует окисление моно- и ортодифенолов в хиноны, из которых при дальнейшем окислении образуются коричневые пигменты. Ферментативному побурению подвержены продукты переработки фруктов и овощей, особенно свеженарезанны для дальнейшей переработки фрукты. Чтобы предотвратить ферментативное побурение, необходимо инактивировать или разрушить соответствующие ферменты Для этого используют:

  1. добавку ингибиторов полифенолоксидазы (аскорбиновую кислоту, диокси, серы или сульфиты);
  2. снижение кислотности среды добавкой кислот, или ферментацией;
  3. связывание ионов металлов добавкой (комплексообразователем).

Необходимым условием ферментативной реакции является присутствие ко-факторов, роль которых выполняют свободные ионы металлов (магний, цинк, кальций, железо, медь или молибден). Если ионы перевести в хелатную форму, растворимые комплексы или другие нереакционноспособные формы, ферменты тоже н будут работать. Эти процессы называют маскировкой (секвестрированием).

Хорошими секвестрантами являются лимонная кислота, цитраты, этилендиаминтетрауксусная кислота (ЭДТА) и ее соли, различные полимерные фосфаты и винная кислота.

Неферментативным побурением называют целую группу реакций, включающую образование карбонильных полупродуктов, а также полимерных коричневых пигментов. К этой группе принадлежит известная реакция Майяра — взаимодействие редуцирующих Сахаров с аминокислотами. Это взаимодействие протекает преимущественно в продуктах с содержанием воды от 5 до 10% уже при комнатной температуре и ускоряется при нагревании.

Неферментативному побурению подвержены сушеные фрукты, сухие молочные продукты, сок белого винограда и сахарные сиропы.

Для снижения склонности к неферментативному побурению во время переработки и хранения продуктов лучше всего подходят такие восстановители, как диоксид серы и сульфиты. Их действие можно усилить снижением температуры, содержания воды ниже 4%, значения активности воды, величины рН (добавкой кислот: яблочной, аскорбиновой, лимонной, уксусной, молочной или винной), а также изменением рецептуры, например, заменой редуцирующих Сахаров нередуцирующими.

Диоксид серы, сернистая кислота и ее соли предотвращают как ферментативное, так и неферментативное побурение пищевых продуктов. В отличие от других восстановителей, они обладают способностью очень быстро проникать сквозь клеточную мембрану, поэтому действуют более эффективно. При переработке фруктов обработку диоксидом серы или сульфитами проводят во время бланширования, остаток S02удаляют промыванием.

Вещества, являющиеся стабилизаторами окраски, проявляют и другое действие, более того, обычно оно является основной технологической функцией данного вещества. Так, диоксид серы и сульфиты — прежде всего антиокислители и консерванты, лимонная и винная кислоты — подкислители.

Особенности осветлителей

Опытные мастера хорошо знакомы со всеми сюрпризами, которые могут преподнести осветляющие препараты. А вот тем, кто планирует превратиться в блондинку в домашних условиях, требуется дополнительная информация, которая не всегда наносится на упаковку средства. Поэтому давайте поговорим об особенностях красителей 1 группы.

Волосы перед нанесением красителя нельзя мыть. Они должны быть сухими, а кожное сало позволит компонентам препарата глубже проникнуть в структуру волоса. Выполнение окрашивание волос красителями 1 группы не требует использование утепляющего колпака.

Необходимо знать, что корни всегда осветляются быстрее, чем остальная масса локонов. Это связано с выделением тепла от кожи головы, которое ускоряет химическую реакцию. Поэтому при первичном нанесении средства необходимо отступить несколько сантиметров от корней.

Несмотря на то что рассматриваемая нами группа красителей является весьма агрессивной, она по-разному воздействует на пигмент. Если ваши локоны от природы имеют или в результате окрашивания получили русый оттенок, то они поддадутся осветлению легче всего и дадут в итоге красивый чистый цвет. Мастера называют пигмент на таких локонах «рассеянным». Он быстро нейтрализуется специальными препаратами, что в дальнейшем облегчает окрашивание или тонирование.

Существует еще и зернистый пигмент. Его обладатели имеют рыжий либо черный цвет волос. Сюда можно включить и все каштановые оттенки. На них обесцвечивание действует особенным образом. К примеру, черные локоны при осветлении приобретают каштановый цвет, а при повторных процедурах он переходит в рыжий. Причем довольно часто рыжий имеет грязный и бурый оттенки. Довести черный волос до блонда практически невозможно.

Рыжий цвет в процессе обесцвечивания становится всего лишь немного светлее. Опытный мастер способен изменить от одного до трех тонов, но рыжина так и останется на волосах.

Каштановая шевелюра после применения красителей первой группы становится грязно-желтой. Причем избавиться от этого оттенка крайне сложно. Вполне вероятно, что он проступит и при последующих окрашиваниях.

Волосы с зернистым пигментом после обесцвечивания станут безжизненными и потеряют блеск. Многие женщины после неудачных манипуляций мечтают вернуть свой изначальный цвет и даже подбирают краску, максимально приближенную к нему.

Технические особенности использования

Подкрасить эпоксидку допускается различными способами и большинство из них не являются особо трудными. Главное, чтобы выбранный колер не вступал в конфронтационную реакцию при смешивании со смолой, одновременно делая итоговую массу однородной и придавая ей устойчивость выбранного цвета. Для смешивания можно использовать и эмульсии и порошки. Всегда стоит помнить, что если пигмент создан на водной основе, то развести в его смоле будет довольно-таки трудно. В данном случае необходимо добавить в будущий состав специальный отвердитель.

Профессионалы рекомендуют начинающим мастерам для замешивания пользовать только колер заводского производства. Ввиду того, что они специально приспособлены под технико-физические свойства определенной эпоксидки, проблем с их замешиванием почти не возникает, а окончательный состав будет иметь нужный цвет и прекрасно укладываться на обрабатываемую поверхность.

Красители, выполненные в виде пасты, более подходят для сувенирной работы. Причина кроется в том, что паста сама по себе обладает большой густотой и вязкостью, поэтому при смешивании ее со смолой добиться плотной консистенции для создания более толстого слоя куда проще. Именно это качество и требуется в сувенирном деле. Кроме того, пасты, в большинстве своем, совместимы со всеми типами современных эпоксидных смол и не требуют соблюдения сверхточной дозировки в пропорциях по отношению к основному веществу.

Всегда нужно помнить, что в составе любой цветовой присадки имеются мелкие пигментированные частицы, которые должны при замешивании равномерно распределяться по всей смоляной массе. Такие частицы являются мелкодисперсным веществом, поэтому, чем они меньше, тем качественные пройдет процесс окрашивания рабочей субстанции. Тяжелые и крупные фрагменты будут формировать ненужный осадок по окончании нанесения вещества, что визуально создаст неравномерность нанесенного слоя.

В то же время грамотно осуществляя дозировку пигментных присадок (а их допускается использовать сразу несколько для образования одной рабочей массы), возможно отрегулировать прозрачность будущей смолы, одновременно придав ей необходимые цвета с определенной насыщенностью. Как правило, применяются следующие пропорции: 0,5% колера на 100% смоляной субстанции, создадут прозрачный полимер с блеклым, но довольно различимым цветным оттенком. Соответственно, увеличивая долю колера можно повышать яркость цвета. При изготовлении непосредственного объема рабочей массы рекомендуется приготовить тестовый небольшой объем, дабы оценить прозрачность и будущую плотность оттенка.

Синтетические красители

Синтетические красители обладают значительными технологическими преимуществами по сравнению с большинством натуральных красителей. Они дают яркие, легко воспроизводимые цвета и менее чувствительны к различным видам воздействия, которым подвергается материал в ходе технологического потока.

Синтетические пищевые красители — представители нескольких классов органических соединений:

  • азокрасители (тартразин — Е102; желтый «солнечный закат» — Е110; кармуазин — Е122; пунцовый 4R — Е124;  черный блестящий — Е151);
  • триарилметановые красители (синий патентованный V- Е131; синий блестящий — Е133; зеленый S — Е142);
  • хинолиновые (желтый хинолиновый — Е104);
  • индигоидные (индигокармин — Е132).

Все эти соединения хорошо растворимы в воде, большинство образует нерастворимые комплексы с ионами металлов, и применяются в этой форме для окрашивания порошкообразных продуктов.

Индигокармин (индиготин) — динатриевая соль индигодилсульфокислоты. При растворении в воде дает растворы интенсивно синего цвета. Применяется в кондитерской промышленности, в технологии напитков (обладает низкой устойчивостью к редуцирующим сахарам и свету, что необходимо учитывать при использовании для окраски напитков).

Тартразин хорошо растворим в воде, его растворы окрашены в оранжевожелтый цвет. Используется в кондитерской промышленности, при производстве напитков, мороженого. В качестве пищевых красителей применяются также

  • хинолиновый желтый Е104, желтый 2С Е107, желтый «солнечный закат FCF»Е110,
  • красные красители — азорубин (кармуазин) Е122, понсо 4R (пунцовый 4R) Е124, красный 2G Е128, «красный очаровательный АС» Е129, «орсейл» (орсин — красный для карамели) Е182;
  • голубые красители – «синий патентованный V» Е131, «синий блестящий FCF» Е133;
  • зеленые красители — «зеленый S»Е142, «зеленый прочный FCF» Е143;
  • темно-фиолетовый краситель – «черный блестящий РН» (бриллиантовый черный) Е151;
  • коричневый краситель «коричневый НТ» Е155.

Эритрозин — Е127 не разрешен для применения в нашей стране, но используется в других странах.

Синтетические красители в пищевой технологии применяются в виде индивидуальных продуктов и соединений с содержанием основного вещества не менее 70—85%, в смеси друг с другом, а также разбавленные наполнителями (поваренной солью, сульфатом натрия, глюкозой, сахарозой, лактозой, крахмалом, пищевыми жирами и др.), что упрощает обращение с ними. Для окрашивания пищевых продуктов используют главным образом, водные растворы пищевых красителей. Порошкообразные красители применяют обычно лишь в сухих полуфабрикатах (концентратах напитков, сухих смесях для кексов, желе и т. д.),

Смеси красителей позволяют получить цвета и оттенки, которые не удается создать с помощью индивидуальных красителей.

При выборе красителя и его дозировки необходимо учитывать не только цвет и желаемую интенсивность окраски, но и физико-химические свойства пищевых систем, в которые он вносится, а также особенности технологии .

Широкое применение синтетических красителей, появившихся в последнее время благодаря достижениям химии, связано с их высокой устойчивостью к изменениям рН среды и действию кислот, стабильностью к нагреванию и свету, большой окрашивающей способностью, легкостью дозирования, устойчивостью окраски при хранении продукта. В большинстве случаев они дешевле натуральных красителей.

Классификация красителей

Мастера по окрашиванию волос знают о том, что осветление прядей на несколько тонов – это самая популярная услуга среди женщин. Однако не каждый тип волос поддается подобным манипуляциям, к тому же они не обходятся без вреда для шевелюры из-за высокой агрессивности красителей 1 группы. Но давайте обо всем по порядку, так как далеко не всем читательницам понятно, что именно представляет собой общепринятая классификация красителей.

Итак, мастера в своей работе используют четыре вида окрашивающих веществ:

  • Красители первой группы.
  • Красители второй группы.
  • Красящие вещества третьей группы.
  • Красители четвертой группы.

Кратко характеристику красителей 1 группы мы изложим немного позже, а сейчас поговорим о веществах других трех видов.

Ко второй группе относятся химические красители. Они представляют собой самую распространенную у мастеров категорию. Все красители подобной категории очень стойкие и агрессивные, они состоят из двух компонентов и подготавливают волосы для окрашивания любым пигментом. Хочется отметить, что они очень хорошо маскируют седые волосы.

Красители третьей группы относятся к тонирующим или, как их еще называют, «временным». Они очень редко вызывают аллергическую реакцию, их довольно легко наносить, однако кардинально изменить цвет волос ими не удастся. Чаще всего подобные красители используются для придания им более яркого оттенка или с целью изменить цвет максимум на один тон. Обычно параллельно клиентка получает упругие и блестящие локоны, выглядящие здоровыми, даже если ранее они отличались сухостью и были повреждены.

Четвертая группа – это природные красители. Наиболее известные из них – это хна и басма. Но в эту группу также входят отвары из ромашки или крапивы, луковая шелуха, кора дуба и другие вещества растительного происхождения. Никакого вреда волосам эти красители не приносят, скорее, наоборот. Они ухаживают за локонами, придавая им приятный естественный оттенок, шелковистость, блеск и объем. Однако минусов у подобных веществ немало. К примеру, они очень нестойкие. Даже одно мытье головы существенно снижает интенсивность полученного цвета. Поэтому природные красители приходится применять регулярно.

Виды пигментированных ЛКМ.

1.Водно-дисперсионные краски (водоэмульсионные) — это суспензии пигментов в водных дисперсиях пленкообразователей (водных эмульсиях); 2.Масляные краски (МА) — суспензии пигментов в олифах-оксоль и других олифах. По степени готовности к использованию различают густотертые и готовые к употреблению .

Эмали – суспензия наполнителей и пигментов в растворе полимеров (лаке), дает блестящее покрытие и, как правило, более твердое, чем краска.

1.Масляные, 2.Алкидные, 3.Смоляные, 4.Акриловые, 5.Нитроцеллюлозные, 6.Битумные.

  • Грунтовки – краски или эмали, обладающие высокой адгезионной прочностью. К грунтам лучше, чем к необработанной поверхности прилипают финишные покрытия. Как правило, декоративные свойства грунтов хуже, чем у красок и эмалей.
  • Шпатлевки – густая, вязкая композиция, предназначенная для заполнения и сглаживания неровностей окрашиваемой поверхности.
  • Порошковые краски – сухая композиция из порошкообразных пленкообразующих, пигментов и наполнителей, образующая после расплавления, а затем охлаждения непрозрачную твердую пленку.

Пошаговая инструкция ниже

Ниже процесс колеровки разными способами представлен пошагово

Как работать с таблицей

Работа с таблицей легка и понятна. Нужно найти желаемый цвет и смешать краски, исходя из указаний в инструкции, чтобы получить нужный цвет

Самые важное — добавлять колорант к основе постепенно и постоянно проверять результат на тестовой поверхности

Будет правильным дождаться ее полного высыхания. Идеальный цвет получится с опытом и развитием цветоощущения. Принцип один: подобранный цвет сравнивается с оттенком в таблице.

Как правильно работать с палитрой

Чтобы создать гамму оттенков, необходимы базовые цвета, кисти, вода, палитра для смешивания цветов.

В центре наносят белила для осветления, в остальных углублениях — красители. Далее в белила добавляется колер малыми частями. Мазками кисти проверяется результат. Нельзя забывать промывать в воде кисть после каждого мазка.

Подбор оттенка

Оттенок цвета подбирается с учётом того, что небольшой мазок может отличаться от полностью выкрашенного объекта

Также важно освещение: тёплое или холодное существенно влияет на оттенок цвета

Следует знать, что тон, подобранный на компьютере, в той или иной степени будет отличаться от реального результата.

Лучше разводить краску сразу в большом объёме, чтобы избежать разницы в оттенках в случае, если её не хватит. Необходимо сочетать колорант и основу одного производителя и учитывать их предназначение.

Для смешивания стоит воспользоваться миксерными насадками для перфоратора или дрели, так как ручное смешивание оставит в краске разводы. Для регулирования оттенка лучше добавлять белую или цветную краску, или даже воду, если красящий раствор уже на водной основе.

Как правильно рассчитываться пропорции колера

Всегда нужно начинать смешивание со 100 мл краски белого цвета, которую наливают в небольшую чистую и сухую ёмкость. Далее, подсчитывая капли при помощи пипетки, туда же добавляется колер. Все данные необходимо записать на бумаге, когда полученный результат совпадёт с желаемым.

Этот процесс лучше проводить в помещении, где планируется окрашивание обязательно при стандартном для него освещения. После, из расчёта на 1 литр белой краски берут 4/5 части от потраченного на пробник пигмента, а все показатели умножают на 10.

Универсальный способ подбора цвета по системе Natural Color System (NCS) Из 4 основных цветов: Желтый, зеленый, синий, красный, с использованием белой и черной краски.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий