Ролики для откатных ворот своими руками

Необходимые инструменты

Выдвижные ворота своими руками выполняют с использованием следующих инструментов:

  • болгарка;
  • бетономешалка;
  • шлифовальная машина;
  • шуруповерт.

Не обойтись без мелочей, которые обычно находятся в арсенале любого мастера: лопата, рулетка, приспособления для кладки кирпича, молоток, лом, гаечные ключи, другой мелкий инструмент. Работать проще с использованием стремянки.

Обширный список необходимого часто пугает неопытных мастеров. Сэкономить на установке раздвижных ворот своими руками не получится, если каждую недостающую единицу покупать. Редкий рабочий инструмент всегда можно одолжить у друзей или соседей, арендовать.

Преимущества и недостатки сдвижных ворот


Рельсовый механизм периодически необходимо чистить от грязи, чтобы не заедал

У откатных ворот множество достоинств:

  • Створка смещается в сторону, а не распахивается.
  • Возможен въезд под любым углом, поскольку машине не мешают створки.
  • При сильном ветре или снегопаде ворота открыть также просто, как и в ясную погоду.
  • Для автоматизации ворот нужен только 1 электропривод, а не 2, как для распашных.
  • Исключается возможность повреждения автомобиля при ударе створкой.
  • Не нужно ставить упоры по центру ворот, как при распашных.

Недостатки тоже есть:

  • Конструкция заметно дороже, чем распашная, особенно если это консольная модель.
  • Монтаж ворот занимает больше времени и дороже.
  • Направляющие, особенно в рельсовых моделях нужно часто чистить.

Материал изготовления не ограничен.

Откатные против распашных

Главное преимущество откатных ворот — в том, что они, открываясь, не занимают места во дворе при и не перегораживают дорогу. Эта особенность очень полезна в небольшом по площади дворе, выходящем на узкую улицу.

Разумеется, у решения есть и оборотные стороны:

Длина примыкающего к проему ворот прямого участка ограждения должна быть как минимум равна длине створки. Иначе воротам будет просто-напросто некуда откатиться;

В открытом положении створка перекрывает 4 — 6 метров стены.

  • Массивную створку будет довольно тяжело откатить вручную, если вы хотите сэкономить на электроприводе или если дома отключили электричество. Открыть распашные ворота любого веса под силу даже ребенку;
  • Конструкция в целом получится куда более дорогостоящей. Сварные распашные ворота из профтрубы 40х40, обшитые профлистом, при изготовлении «под ключ» обойдутся вам в 15 — 25 тысяч рублей. Откатные с электроприводом стоят от 100 тысяч и более.

Как заменить самодельную фурнитуру на заводскую, когда ворота уже готовы

Один из наших клиентов столкнулся с такой проблемой: после установки автоматики привод сильно грелся во время перемещения створки, потому наши специалисты решили выехать на место, чтобы выявить причину. При визуальном осмотре ворот все стало понятно – фурнитура была сделана самостоятельно и в самых ответственных узлах не соответствовала необходимым требованиям.

Наши специалисты предложили заменить самодельную фурнитуру на заводскую отечественно производителя «Світ Воріттм» . И далее я расскажу, что было сделано.

Демонтировали створку. Для этого нужно убрать из направляющего рельса нижний концевой ролик и полностью открыть створку, чтобы она сошла с роликовых опор.

Далее уложили полотно на ровную поверхность и начали срезать болгаркой сварочные швы, которые крепили направляющую квадратную трубу к каркасу створки.

На фото ниже Вы можете видеть одну из причин, по которой ворота клинили и привод сильно грелся: направляющий рельс сильно деформирован и очень ржавый.

Монтажники решили использовать направляющий рельс украинского производства, который изготовлен из стали с повышенным содержанием углерода, чтобы от нагрузки он не деформировался.

Снизу направляющей временно было приварено два металлических профиля длиной по 600 мм, которые нужны в качестве подставок, чтобы дальнейшие работы выполнять с горизонтально установленной створкой.

Створку установили на направляющий рельс и начали соединять с ним ее нижнюю трубу каркаса.

Соединение выполнялось сваркой с двух сторон прихватками в шахматном порядке шагом 700 мм длиной шва 20-30 мм.

Обратите внимание! Соединение сплошными швами запрещено, иначе направляющий профиль может быть деформирован и ворота будут клинить

После того, как рельс был прикреплен к створке, был использован автомобильный герметик, чтобы закрыть зазор между направляющим рельсом и трубой каркаса створки. Таким образом была исключена вероятность попадания между изделиями влаги, которая могла бы привести к появлению ржавчины.

Далее направляющий рельс и нижняя труба каркаса были прогрунтованы и покрашены в три слоя. Монтажники саму створку не трогали (покраска), поскольку такая задача не стояла.

Далее специалисты приступили к демонтажу старых роликовых опор, которые мягко говоря, уже не годились к дальнейшей эксплуатации.

Вместо них были использованы изделия с усиленными подшипниками, которые имели металлические обоймы.

После того, как роликовые опоры были установлены в необходимое положение, и створка начала легко передвигаться, основание опор обварили по периметру, соединив с горячекатаным забетонированным швеллером.

Далее были закреплены новые верхний и нижний улавливатели, а также верхняя пластина с роликами.

На этом замена самодельной фурнитуры на заводскую была закончена. Включив привод автоматики при перемещении ворот заказчик и монтажники убедились, что мотор-редуктор больше не греется, то есть причины были устранены.

Акция!

При покупке фурнитуры, которую рекомендуют наши специалисты, в качестве подарка будет вместе с заказом выслана пошаговая инструкция по изготовлению и монтажу откатных ворот, а также их комплектующих.

Как сделать консольные откатные ворота

Эта конструкция хороша тем, что над проездом нет балок. Но она — самая дорогая в устройстве. Дело не столько в системе роликов, сколько в необходимости устройства фундамента с металлическими закладными, к которым затем будет крепиться консольная балка. Если столбы уже есть, фундамент заливается перед ним и вдоль забора на длину технического выноса, который необходим для компенсации нагрузки, создаваемой полотном.

Комплектация консольных ворот

Даже если делают консольные откатные ворота своими руками, комплект, состоящий из направляющей балки, роликов, концевых роликов и уловителей покупают обычно в фирме. Все запчасти рассчитываются исходя из размеров полотна, материала каркаса и типа обшивки: вес имеет существенное значение. Потому желательно со всеми этими параметрами определиться заранее.

Зная длину несущей балки, вы сможете рассчитать необходимый размер фундамента. По типу — это ленточный фундамент, котлован под него копают ниже глубины промерзания грунта (для каждого региона она своя), в который закладывают армированные опоры под пластины с роликами, а также устанавливают стойки. К этим стойкам затем крепится комплект верхних роликов, удерживающих полотно и не дающих ему раскачиваться.

Как рассчитать фундамент под крепление для консольной балки

Сложного при расчете ничего нет. Фундамент по длине равен почти половине длины пролета. Если пролет 4 метра (ширина проезда или расстоянием между столбами), то фундамент должен быть 1,8-2 м. Ширина его 40-50 см, глубина — ниже глубины промерзания грунта для региона.

Фундамент под консольную балку при строительстве откатных ворот

Котлован выкапывают еще на 10-15 см глубже — под гравийно-песчаную подушку. Этот фундамент армируют (по типу ленточного), в верхней его части к арматуре приваривается швеллер (18 или 20) и все это заливают бетоном. Швеллер выставляется в «нулевой» уровень, то есть он должен стоять на одном уровне с уровнем грунта или материалом, которым отделан двор.

Подготовленное армирование и закладной швеллер

Есть более дешевый и быстрый вариант, но по надежности он уступает описанному выше. В грунт вкручивают три винтовых металлических сваи, к ним приваривают швеллер.

Установка роликовых опор

К закладному швеллеру привариваются шпильки, к ним потом на болтовых соединениях крепятся платформы с роликами. Иногда можно встретить варианты, когда платформы приварены сразу к закладной. Это неправильно. Существует довольно большая вероятность того, что фундамент или столб забора даст усадку. Даже небольшое смещение — и ваши ворота работать не будут. Если ролики со шпилек можно снять, шпильки переварить и все собрать на место, то как корректировать если платформа приварена? Срезать? Сложно, долго, без гарантий. Так что лучше в этом случае делать все по правилам.

Пример крепления роликовых площадок

При покупке обратите внимание на роликовые каретки и на сами ролики. Это обязательно закрытые подшипники качения

Они обычно располагаются в два ряда по 4 штуки в каждом

Смазка в них должна быть морозостойкой — нижний предел температур -60°C. Осмотрите платформу, на которой они крепятся. Она должна быть стальной, литой, хорошего металла с оцинкованной поверхностью, покрыта защитной смазкой

Они обычно располагаются в два ряда по 4 штуки в каждом. Смазка в них должна быть морозостойкой — нижний предел температур -60°C. Осмотрите платформу, на которой они крепятся. Она должна быть стальной, литой, хорошего металла с оцинкованной поверхностью, покрыта защитной смазкой.

На ролики накатывается опорная балка, потому основную нагрузку несут они

Покатайте ролики. Все должны кататься без усилий, и не должны иметь люфта (не должны шататься из стороны в сторону). Тогда можно быть уверенным, что ворота будут ездить легко и откатной механизм будет работать продолжительное время (некоторые фирмы дают гарантию 10 лет). Ведь большая часть нагрузки приходится именно на ролики, потому их качество ключевой момент, как и сбалансированная конструкция полотна.

Остальные этапы монтажа более понятно будут описаны в фото-отчете: ворота собраны самостоятельно, без привлечения специалистов.

Монтаж своими руками подвесных откатных ворот

Подвесные системы предполагают наличие верхней направляющей балки, закреплённой в верхней части проёма. Роликовый механизм крепится к верхней части створки. При открытии ворот ролики катятся по направляющей. Конструкция обладает высокой прочностью и позволяет сэкономить пространство. Давайте разберёмся более детально, как выполняется установка подобных подвесных откатных конструкций.

Конструкция предполагает наличие верхней направляющей балки

Необходимые для работы инструменты и материалы

Перечень используемых материалов и инструмента зависит от комплектности ворот. Некоторые производители предлагают уже готовые комплекты, при установке которых можно обойтись без сварочного оборудования. Если же своими руками будет выполняться не только монтаж, но и изготовление ворот, кроме сварочника для работы понадобится УШМ, измерительный и стандартный столярный инструмент.

Перечень используемого инструмента зависит от комплектности ворот

Из материалов надо иметь в наличии:

  • профильную трубу различного сечения;
  • крепёж;
  • фурнитуру;

Фурнитура должна быть в достаточном количестве и высокого качества

  • бетонный раствор;
  • опорные столбы;
  • профнастил или другой материал для оформления створок.

Перечень элементов и их размер зависит от конструктивных особенностей конкретной системы

Изготовление каркаса

Изготовление каркаса выполняем в следующей последовательности:

ИллюстрацияОписание действия
Элементы каркаса отрезаем в размер и свариваем между собой. Тщательно контролируем взаимное положение каждой части, а также диагонали формируемой рамы. Элементы сначала прихватываем, контролируя их положение, а затем окончательно свариваем. Для обеспечения достаточной точности желательно использовать несколько измерительных инструментов.
К внешней раме привариваем внутренний профиль, имеющий меньшее поперечное сечение.
Руководствуясь чертежом, привариваем своими руками остальные элементы каркаса откатных ворот.

Установка полотна и крепление замка

Выполняем облицовку изготовленного каркаса выбранным материалом. Крепёжные элементы должны иметь соответствующий цвет. Устанавливаем замок.

Замок должен иметь подходящую конструкцию

Изготовление и монтаж рамы

У профильной трубы размером 40×40 мм² с толщиной стенки 4 мм пропиливаем продольный паз шириной 6 мм. Она будет использоваться в качестве верхней направляющей, по которой будут перемещаться ролики конструкции. Подготовленную направляющую крепим к опорным столбам, размещённым по обеим сторонам проезда. Длина направляющей должна быть вдвое больше ширины створки.

Паз должен быть идеально ровным

Установка направляющих и фурнитуры

Работы выполняем в следующей последовательности:

ИллюстрацияОписание действия
Из металлического листа толщиной 4-5 мм вырезаем два треугольника со стороной 12 см. В вершинах треугольника просверливаем отверстия и размещаем в них отрезки прутов длиной 2,5 см и диаметром 1 см.
Проверяем соотношение геометрических параметров опорных треугольников и сформированного паза в направляющей. Треугольник должен свободно перемещаться.
На оси опорных треугольников устанавливаем подшипники. Полученная каретка будет перемещаться внутри направляющей, поэтому диаметр наружного кольца опор должен быть соответствующим.
К третьей вершине треугольников крепим опорную часть для ворот. С её помощью каретка будет привариваться к каркасу створки.
Устанавливаем створку. Монтируем ограничители, которые не позволяет створке выйти за пределы направляющей. Проверяем работоспособность системы.

Подбор системы автоматизации

При сборке ворот с электрическим приводом следует правильно выбрать элементы автоматики

Для этого важно учитывать габариты и вес конструкции:

  1. Для систем с проемом в 4 м подойдет приводная установка на 500-600 кг.
  2. Если размер проема составляет 6 м, лучше применить аппарат на 600-1300 кг.
  3. В случае интенсивной эксплуатации (касается производственных объектов), потребуется установить прибор мощностью 1200-1800 кг.

Также особое внимание уделяется другим параметрам оборудования:

  1. Наличию опции регулировки температуры для функционирования на морозе.
  2. Поддержке изменения скорости движения створки.
  3. Наличию в комплектации резервных источников питания.

Как оснастить их автоматикой

Если вы планируете усовершенствовать механические ворота, вам понадобится набор автоматики, он продается в комплекте. В комплект автоматики входят следующие составляющие:

  • пульт управления;
  • электрический привод;
  • блок управления;
  • фотоэлементы;
  • сигнальная лампочка;
  • рейка.

К профильной трубе ворот с помощью зубчатой рейки прокладывают электрический привод. Затем механизм устанавливают к опорной поверхности при помощи сварки. В положении открытых ворот зубчатую рейку соединяют с направляющей так, чтобы обеспечивался запас в 10 см. На нее монтируют фотоэлементы, на последний столб устанавливают сигнальную лампочку. После завершения монтажа элементов включают электричество.

Устройство конструкции

Конструкция откатных ворот включает набор важных составляющих, каждая из которых выполняет определенные функции:

  • Рама – основной «скелет». Для нее необходимы трубы, которые крепятся к уголку.
  • Полотно – внешняя часть ворот. Профлист является самым часто выбираемым и экономичным вариантом. Для престижа и создания эффекта дороговизны профлист дополняют художественной ковкой.
  • Направляющий рельс – массивный швеллер. Его расположение допускается как вверху, так и внизу полотна и рамы. К рельсу монтируется система роликов.
  • Ролики – средство передвижения полотна. Они обеспечивают свободное перемещение конструкции. Ролики держат на себе вес полотна и рамы.
  • Подставка роликовой системы. Она выполняет функцию стабилизации откатных ворот.
  • Улавливатели и доводчики являются фиксаторами ворот в закрытом состоянии.
  • Автоматика требуется, если выбран тип системы с автоматическим управлением.

В любых вариантах вес ворот держат на себе опорные роликовые каретки

При устройстве конструкции уделите особое внимание качеству этой составляющей. Частой причиной разрушения механической системы являются некачественные подшипники

Концевик и нижний улавливатель действуют вместе. Концевой механизм снижает нагрузку на колесные пары.

Схема работы предполагает, что заглушки устанавливаются в самом конце. Они играют роль защитника рельса от дождя и снега. Чтобы собрать механические откатные ворота, этих элементов должно быть достаточно. Набор деталей и узлов конструкции подбирается в зависимости от веса полотна.

Масса сдвижных ворот взаимосвязана с параметрами проема для въезда автотранспорта. Они высчитываются по габаритам въезжающего автомобиля. Между опорной конструкцией и крайними точками авто необходимо учесть расстояние до 0,3 метров.

Это интересно: Способы размножения вейгелы

Как избежать ошибок

Создавая откатные ворота своими руками, чертежи и схемы по изготовлению нужно изучать тщательно. Это позволит избежать многочисленных ошибок и соорудить надежную ограждающую систему.

Большинство погрешностей возникает на этапе подготовки фундамента или фиксации крепежных элементов, которые подвергаются быстрому износу.

Если в процессе эксплуатации ворота, сделанные своими усилиями, издают скрипы, то, возможно, в подшипники попал песок. Чтобы устранить проблему, достаточно очистить движущиеся детали от загрязнений.

Соблюдение таких рекомендаций позволит завершить сборку ворот без погрешностей.

Откатные ворота. Чертеж и схема откатных ворот.

Откатные ворота имеют настолько простую конструкцию, что никакой чертеж ворот Вам не потребуется. Ниже мы поясним Вам схему работы откатных ворот, после чего Вы без труда поймете их конструкцию, что от чего в ней зависит, что и как в ней можно менять на своё усмотрение. Итак, основой  всей конструкции сдвижных откатных ворот являются 2 ролика и движующаяся по ним направляющая балка (иногда её называют «направляющим рельсом»). Посмотрите на фото ниже.

Направляющая, двигающаяся по роликам и есть основа всей конструкции. Направляющая приваривается снизу к каркасу ворот и вот уже весь каркас двигается по роликам. Так как ролики не должны находиться в проеме ворот, чтобы не мешаться под ногами, — их выносят в сторону, за пределы проема ворот, а откатные ворота соответственно удлиняют так называемым «противовесом». Общепринятой конструкцией является такая, при которой длина «противовес» равна половине длины проема ворот. Другими словами, для проема ворот в 5 метров, общая длина каркаса будет равна 5 + 5/2 = 7,5 метров. При этом 2,5 метра в этом каркасе будет тот самый «противовес», который является вылетом за пределы проема ворот и опирается на ролики.

Именно поэтому основой установки ворот является установка роликов. Именно ролики держат всю конструкцию и испытывают наибольшие нагрузки в сравнении со всеми остальными элементами конструкции сдвижных откатных ворот. Эти два ролика держат навису всё полотно ворот, поэтому их устанавливают на массивный железобетонный фундамент, в который, для удобства заливают закладную деталь, выполненную из швеллера. Это делается для упрощения последующего монтажа роликов и именно к ней впоследствии привариваются основания двух роликов, а ещё позже — основание для крепления двигателя механизма отката. (смотрите фотографию выше).

Все остальные комплектующие для откатных ворот практически не несут силовых нагрузок и служат для удерживания полотна ворот от раскачиваний. Все эти комплектующие для откатных ворот изображены ниже. Из них, поддерживающая шина (кронштейн квадратный с двумя резиновыми роликами), улавливатель нижний и улавливатель верхний — монтируются на столбы.

Давайте разберем поэлементно весь набор комплектующих, необходимых для установки откатных ворот. Посмотрите на схему ниже, на которой мы пронумеровали все элементы. Итак поэлементно согласно нумерации на схеме:

  1. Торцевая заглушка для задней части направляющей. Её предназначение отчасти декоративное, отчасти чтобы предотвратить набивание снега внутрь направляющей при откате ворот в зимний период если они откатываются, разгребая снег; 
  2. Поддерживающая шина с двумя регулируемыми роликами (кронштейн квадратный с двумя резиновыми роликами). Она устанавливается в верхней части столба (ближайшего к закладной с несущими роликами) и просто удерживает полотно ворот в вертикальном положении от раскачивания и опрокидывания;
  3. Улавливатель верхний. Он  устанавливается на «принимающем» столбе. Роль уловителя — удерживать полотно ворот от раскачивания когда откатные ворота закрыты;
  4. Улавливатель нижний. Практически то же самое, что и в предыдущем пункте, но с опорной площадкой, на которую закатывается опорный ролик когда откатные ворота полностью закрываются. Смысл в том, чтобы  не только удержать откатные ворота от раскачивания, но и разгрузить ведущие ролики и направляющую, испытывающую сильные изгибающие нагрузки при полностью выдвинутых воротах;
  5. Опорный ролик. Данный ролик является одновременно и демпфером и заглушкой для переднего края направляющей. При закрытии ворот он закатывается в «нижний улавливатель» (см. предыдущий пункт № 4), демпфирует удар полотна закрывающихся ворот, опирается своим роликом на опорную площадку «нижнего улавливателя», снимая изгибающие нагрузки с направляющей и всего полотна ворот;
  6. Собственно сама направляющая (или «направляющий рельс»), благодаря которому откатные ворота и движутся вперед-назад по роликам (ролики на схеме откатных ворот под № 7). Как мы уже написали выше, направляющая заглушена с тыльной стороны элементом №1, с передней стороны элементом № 5.
  7. Опорные ролики с регулировочными подставками — элементы, несущие на себе основную нагрузку и обеспечивающие перекатывание откатных ворот. По сути это самые силовые элементы конструкции, требующие закрепления на прочном основании в виде закладной, обычно монтируемой на железобетонный фундамент.

Выбор и монтаж дополнительных деталей

Ни одна пошаговая инструкция установки откатных ворот своими руками не обходится без участия фурнитуры. Для функционирования системы требуется подобрать, зафиксировать следующие детали:

Направляющий рельс. Подходит только профиль с ровной поверхностью. Любые изъяны (шероховатости, окалины) перечеркнут правильную работу конструкции. Высокий процент углерода в составе элемента — плюс.
Роликовые каретки. Подходит вариант только с составляющими из металла. Использование пластиковых деталей исключено.
Подшипники. Лучше брать элементы с прорезиниванием. Они обеспечат движение конструкции без застревания

При этом важно оградить детали от разрушения.
Пластинка с колесиками. Закрепить надо 2–4 экземпляра

Ролики для откатных ворот своими руками установить несложно. При этом желательно использовать варианты с резиновым покрытием.

Выполнение выдвижной системы ворот требует внимания, последовательного воспроизведения действий, описанных в пошаговом руководстве. Собственноручно справиться можно. Это сэкономит средства, которые могли бы уйти на оплату услуг частного мастера.

Роликовые каретки

Располагают на швеллере на как можно большем расстоянии друг от друга, чтобы уменьшить плечо створки и соответственно нагрузку на них.

Для самостоятельного изготовления роликовой опоры понадобиться листовая сталь толщиной не менее 10 мм, по 8-мь подшипников на каждую опору и оси для подшипников.

Лучше не использовать дешевые китайские подшипники, так как у них небольшой срок службы, покупка более дорогих будет оправдана. Размеры подшипников определяются по сечению трубы, которая будет выбрана в качестве направляющего рельса

При покупке подшипников нужно обратить внимание на защиту их шарикового механизма (пыльники). Она может быть металлической или металлорезиновой

Лучше останавливаться на втором варианте, так как изделие будет постоянно контактировать с атмосферными осадками, и металл поржавев может сделать его непригодным к дальнейшей эксплуатации.

Когда роликовая опора сделана самостоятельно, нужно позаботиться о ее антикоррозийной защите, так как она будет постоянно контактировать с атмосферными осадками. Вне производственных условий цинкование изделия вряд ли получиться, потому его придется грунтовать и красить в несколько слоев, и то это не будет 100% защитой (только на некоторое время).

Если покупать роликовые опоры, изготовленные в заводских условиях, они могут поставляться с обоймами подшипников из полимеров или металла.

Лучше использовать изделие с металлическими обоймами – при эксплуатации полимеров необходимо придерживаться рабочего температурного диапазона, который обычно находится в пределах от -20°С до + 50°С. Если этого не выполнить, полимеры легко ломаются или теряют форму.

Верхняя часть заводских роликовых опор подвижна, то есть ролики в направляющем рельсе слегка накланяются в ту сторону, в которую перемещается створка. Таким образом, распределяется нагрузка и значительно замедляется износ роликов.

Поверхность заводских опор оцинкована, что делает изделия устойчивым к воздействию влаги.

Есть два варианта установки роликовых опор заводского изготовления:

  • Без регулировочных пластин.
  • С регулировочными пластинами.

Роликовые опоры без регулировочных пластин устанавливаются прямо на забетонированный швеллер. Сначала их основание нужно сваркой только прихватить и проверить легкость хода ворот, а если движение затруднено сварку нужно срезать и переустановить опоры, после чего опять приварить и проверить легкость движения. Выполнять описанные действия нужно до тех пор, пока ворота не будут без усилий открываться и закрываться.

С регулировочными пластинами процесс установки опор быстрее и проще. К швеллеру привариваются пластины, а на них устанавливаются роликовые опоры. Чтобы ролики отрегулировать, нужно вращать гайки на четырех шпильках регулировочной пластины.

Внимание! Зазор между роликами опор и направляющим рельсом должен быть не более 1-2 мм, иначе нижний свободный угол створки при закрывании будет нырять и не попадет на нижнюю полку улавливателя, то есть створка не закроется

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий