Современная роспись по сырой штукатурке
Сегодня фреска тоже призвана украшать помещение. Она формирует определенное настроение в интерьере, задает характер ему, подчеркивает стиль и, конечно, вкусы хозяев.
Возможности фресок сегодня:
опытный дизайнер с помощью фрески оригинально зонирует пространство – в случае объединенной кухни-гостиной это очень уместный прием;
фреска может компенсировать определенные недостатки помещения – можно визуально расширить пространство, изменить его пропорции, отвлечь внимание от слишком солнечной стороны или, наоборот, очень темной;
прекрасный прием – переход фрески со стенки на потолок, если полотно светлое, с перспективой, таким образом оно буквально ломает пространство, изменяя его организацию.
В современном стиле свежо смотрятся абстрактные рисунки. Универсальными считаются морские и лесные пейзажи. Если хочется обосновать в доме классику, логично применять фреску с изображенными на полотне античными статуями. Если в дизайне царствует средиземноморский стиль, его оформят фрески с морскими видами. В восточном интерьере убедительны будут картины храмов, животных, строений в восточном стиле.
Но даже в стиле хай-тек, как ни странно, фреска может быть очень уместной. Это должна быть очень простая картинка, сделанная в монохроме (например, тоннели либо мосты, нечто понятное и в то же время философское).
Пожалуй, единственным стилем, сложно сочетающимся с фреской, будет лофт. Хотя, если это граффити, то умелому художнику есть куда приложить руку.
Теперь вы знаете, как называется роспись по сырой штукатурке, и каковы ее возможности сегодня. Фреска действительно может жить не только во дворце или храме, но стоит со всей серьезностью отнестись к идее появления фрески в доме. И дело даже не в том, что придется «разводить грязь», просто это тонкая работа, требующая деликатного подхода и хорошей подготовки.
Хотите совершить путешествие в глубину веков — времена зарождения ремесел? Тогда читайте статью: «От первобытного общества до века инноваций – какие же бывают ремесла? История ремесел, их трансформация и перспективы на ближайшие десятилетия».
Применение в современных интерьерах фресок
Роспись стен по сырой штукатурке получила свое распространение в Средневековье. В то время пошло ее начало и распространение.
Художники рисовали такие потрясающие картины на стенах и потолках храмов, в библиотеках, богатых домах на заказ, служили при дворах у королей.
Еще в Древнем Риме такая живопись украшала царские дворцы.
Но сейчас современные художники также создают шедевры своего времени, применяя разные техники.
И выбирая, чем оформить свои стены, обои кажутся слишком банальными и простыми.
Венецианская штукатурка — это очень красиво, но дорого. А самостоятельное нанесение декоративки и создание рисунка на ней — бюджетно и роскошно в любом интерьере.
Каждое полотно — уникальное искусство!
Изначально выбрав удачный рисунок для своей комнаты, будьте уверены — он украсит ее.
В первую очередь нужно посмотреть на преобладающие цвета в помещении, чтобы дальнейшая картина сочеталась с дизайном.
Но в любом случае картины получаются светлых тонов, а этот оттенок прекрасно сочетается с любым интерьером.
Размещать фреску стоит только на одной стене, чтобы она стала главной «витриной» в комнате, и все внимание обращалось на нее
Обычно этой стеной выбирают ту, где не установлено шкафов и не висит полок, только диван или кресла могут быть придвинуты.
Для спален интересным вариантом будет оформить во фреске всю стену вместе с входной дверью.
Особенно, такой стиль оформления любят делать в детских, чтобы ребенок окунулся в атмосферу сказки.
На кухне отличным местом станет серединная часть стены, находящаяся рядом с обеденным местом. Там она не будет закрываться полками и другой утварью.
Люди могут нанимать художников, чтобы они им рисовали целые композиции прямо на стенах частного дома, делая его похожим на здание из венецианской эпохи XV века.
А изображая очень реалистичный рисунок на большой стене в коридоре или гостиной, можно принять композицию за действительность и даже не понять, что там находится стена. Это и есть мастерство рук и таланта!
Сегодня мастера также до сих пор рисуют все картины на штукатурке как сырой так и влажной, вручную.
Изменилось лишь то, что сейчас для выполнения творческой работы используются цифровые технологии, но картины все равно остаются уникальными.
А какой вид настенного искусства выбрать — решать вам. Они оба будут хорошо смотреться в интерьере дома и радовать глаз каждый раз, как вы посмотрите на них!
Техника настенной живописи красками по сырой штукатурке
Сегодня роспись по сырой штукатурке пользуется популярностью везде. Очень часто ее можно увидеть в публичных местах, например, в кафе, ресторанах. Кому-то нравится оформлять ею свое рабочее помещение.
Но, конечно, и в квартирах фрески входят в интерьер, украшая одну главную стену, но создавая общий вид для всей комнаты. Но как же выполняется живопись по мокрой штукатурке?
То, что продается в декоративных лавочках — печать. Настенная штукатурка мочится и мастер, не дожидаясь ее высыхания, начинает наносить на нее рисунок-картину, чтобы краски сами собой расплывались, давали очень легкий, пастельный оттенок.
Но цвета накладываются в определенном порядке, чтобы оттенок в будущем хорошо лег.
Сначала наносится светлый тон (бежевый, светло-розовый), служащий приятной основой для глаз. Следом идут более темные цвета и яркие акценты.
Недостатки росписи стенной живописи по сырой штукатурке
Конкретных недостатков у фрески, которые будут связаны с быстрой порчей, смазыванием или отколупывающимися кусочками декоративной извести от стенки — нет.
Из конкретных минусов можно назвать долгое выполнение самой работы, хотя по сравнению с альсекко она выполняется быстрее и вообще рисовать по сырому холсту всегда легче, линии получаются более уверенные и видимые глазу.
Стенная живопись по сырой штукатурке — дорогое удовольствие. Заказать ее у мастера — не дешево, но оно того стоит.
Картины получаются уникальные, т.к. рисуются вручную, без всяких современных технологий, только карандаш и краски с кисточкой.
Сложность работы исключает то, чтобы за нее брался не профессионал или новичок.
Но для тех людей, кому нечего терять, разрисовывая старую стенку — можно попробовать, потренироваться.
Но техника росписи по сырому полотну действительно в конце получается очень красивой и яркой.
Как подготовить поверхность стены к работе художника
Подготовка настенного полотна для рисования должна осуществляться на последнем этапе ремонта, если вы его делаете, и когда все пыльные работы остались позади.
Важную роль играет состав штукатурной массы, на которую будет наноситься картина.
Она должна быть изготовлена из высококачественной извести, которая прекрасна будет гаситься, т.е. застывать во взаимодействии с водой. Так краски не потекут.
Также в составе должна присутствовать кирпичная крошка. Она поможет долгое время удерживать воду, не давая ей высыхать.
Какой должна быть сама стена? Здесь вы уже сами решаете. Кто-то предпочитает рисовать на абсолютно ровной поверхности, без единого углубления или неровностей.
Все печатные фрески, продающиеся в магазинах, делаются на полимерной штукатурке.
Вы же будете рисовать на известковой, которая долго сохнет и имеет отличную адгезию (сцепление) с водой — в этом и есть ее смысл. Пока она сохнет — вы ее будете разрисовывать.
Тот, кто решил изобразить композицию на голом кирпиче, обязательно должен промазать стыки между строительным материалом, иначе в будущем краски просто потрескаются и опадут.
А кто-то специально формирует с помощью декоративки небольшие неровности, обуславливая это хорошей адгезией рабочего материала с водой.
К тому же, работа на стене будет выглядеть более объемной.
Перед тем, как сделать первые мазки — полотно несколько раз увлажняется, ведь вся техника заключается в нанесении краски на сырую штукатурку.
Иногда для полного промокания требуется нанести 3 слоя водяного раствора.
Пока стенное полотно сырое, краска будет становиться с ним единым целым, что в конечном счете повлияет на ее долговечность.
Именно благодаря этому такой вид живописи сохранился по всему миру.
Если штукатурная известь начала подсыхать во время нанесения — берется губка с водой (или спрей) и поверхность смачивается несколько раз. Главное — не задеть уже прорисованные места, чтобы палитра не потекла.
Известковая штукатурная смесь имеет приятный светло-бежевый оттенок.
Поэтому все светлые части рисунка просто остаются незакрашенными.
После конца в работе, прорисовки каждой части, растяжки цвета — художники переходят к нанесению защитного покрытия.
К этому этапу нужно относиться серьезно. Покрывается она натуральным пчелиным воском или финиш лаком для декоративки.
Но с лаком работать сложнее. Из-за неопытности свою картину можно просто испортить, т.к. бывают типы лаков, которые просто белят поверхность.
В самом конце работы нанесенный портрет (картина) посветлеет, это связано с высыханием воды и из-за извести в составе декоративки.
Разновидности штукатурной росписи
Технология выполнения штукатурной росписи не является особо сложной.
Основные этапы её выполнения таковы:
- Рисунок выполняется на стенах или потолке, которые предварительно оштукатуриваются. Работа начинается ещё на невысохшем основании.
- На поверхность наносятся контуры рисунка, а затем приступают к росписи его водорастворимой краской.
- После того, как «картина» высохла, она приобретает своеобразную глубину посредством впитывания красок сырыми штукатурными смесями.
Если оценить данный процесс, то может показаться, что ничего сложного в нём нет. Только во время работы проявятся все нюансы, которые сопутствуют этому творческому процессу:
- состояние стен;
- подготовка растворов;
- технология выполнения росписи.
Если не уверены в своём мастерстве и художественных способностях, следует предварительно потренироваться на небольших участках. Первоначально можно на сухой оштукатуренной стене.
На видео: создание рисунка на декоративной штукатурке.
Техника росписи красками по сухой штукатурке
Живопись по сухой штукатурке имеет свои особенности. Она не требует спешки, рисовать на стене может один мастер или несколько человек в удобном режиме. В состав красок входят природные материалы, поэтому готовые картины будут безопасны для взрослых и детей. Чаще всего сухая методика применяется для декорирования спален, детских комнат. Цвета красок характеризуются яркостью, а сами материалы плотностью, к тому же долго не тускнеют, не осыпаются.
Уникальность техники альсекко
Сейчас техника альсекко (асекко, секко) стала набирать популярность, особенно для украшения зданий, заборов, а также для интерьера домов и квартир. Этот вид настенной живописи предполагает рисование по уже высохшей, но вторично увлажненной поверхности. Методика считается уникальной, имеет ряд неоспоримых достоинств:
- использование на 100% безвредных красителей;
- возможность работать целый день или несколько дней без необходимости ускорения;
- долговечность изображения, стойкость к перепадам влажности и температур;
- тщательное прорисовывание деталей, четкость картинки;
- возможность создания объемных изображений и многогранных фигур;
- пригодность для картин на любые тематики, выполнение работ во всевозможных художественных стилях;
- возможность поправки изображения или его смывки чистой водой в ходе работы.
Недостатки росписи по сухой штукатурке
Нарисовать действительно красивую картину, выполнить объемный декор сможет только профессионал. Речь идет не о мелких рисунках или орнаменте, которые можно сделать по трафарету, а о действительно эксклюзивных работах. Цена такого труда будет очень высока, а выполнение займет много дней. Поскольку подобный интерьер может наскучить, лучше заранее подумать о его целесообразности.
Подготовка поверхности для работы художника
Чтобы получить красивое и долговечное изображение на стене, ее следует правильно подготовить. Для начала убирают старые покрытия: краску, обои. Затем все сколы, дефекты, следы от крепежа замазывают штукатуркой или шпатлевкой. Основание грунтуют на 1–2 слоя, потом заново штукатурят подходящим составом, выравнивают его до идеального состояния. После высыхания штукатурку еще раз грунтуют, хорошо просушивают, и только потом к работе может приступить художник.
Рисование по сырой штукатурке водяными красками
Смысл данной техники состоит в том, что рисунок наносится на стену еще до высыхания штукатурки. Вначале на поверхность накладываются светлые тона, затем поочередно выполняются более темные, насыщенные и яркие элементы.
Особенности есть и у самой штукатурной массы: при ее изготовлении обязательно используется высококачественная известь, которая гасится водой до прекращения активной химической реакции.
Также для изготовления штукатурки нужна мельчайшая кирпичная крошка — она способна длительно удерживать воду и не сохнуть. Стену тоже готовят особым образом: искусственно создают на ней неровности, чтобы усилить адгезию с материалом. Во время нанесения рисунка поверхность стены регулярно увлажняется, чтобы краски ложились на мокрое основание. После высыхания картинка немного посветлеет, что связано с наличием извести в составе.
Качество готовой фрески будет зависеть от типа поверхности. Например, кирпичная кладка сильно впитывает воду, поэтому высыхание фрески будет быстрым, и без дополнительного грунтования контуры изображения могут потрескаться. На слабовпитывающих основаниях вызывают фреска высыхает медленно, в итоге картина будет смотреться более естественно. Чем больше слоев штукатурки нанесено на поверхность, тем дольше она сохнет.
Технология рисования по сырой штукатурке водяными красками
Методика рисования по мокрому основанию довольно сложна. Она включает следующие этапы работ:
- Создание рисунка и подготовка макета в натуральную величину.
- Разрезание заготовки на отдельные фрагменты.
- Перенесение рисунка на стену, обведение контуров.
- Отбеливание основного фона.
- Заполнение отдельных сегментов фрески цветом.
Есть и упрощенные варианты выполнения техники. При наличии сноровки и определенного опыта справиться с работой можно даже в домашних условиях. В оригинале же требуется быстрота реакций и точность мазков. Для облегчения задачи макет картинки стоит заранее раскрасить так, как это будет сделано на стене, прописать его тенями.
История метода
Роспись по мокрой штукатурке практиковалась еще в античном Средиземноморье. Некоторые картины, выполненные несколько веков назад, сохранились до нашего времени — их можно увидеть на стенах храмов, старинных зданий. В Древнем Риме живопись по штукатурке украшала дворцы, стены в домах богатых людей, общественные здания. Особенно много фресок было в городах Помпеи, Геркуланума, которые позже оказались засыпанными пеплом Везувия.
В Средние века фрески стали еще более популярными. Благодаря недорогому сырью, которое готовилось из местных минералов, их стали применять повсеместно. Широко прославились итальянские художники, обладавшие огромным мастерством и талантом.
Поскольку краска намертво схватывалась со штукатуркой, она держалась невероятно долго и не тускнела, хотя после высыхания становилась более бледной. Вплоть до XVIII века фреска занимала ведущие позиции в украшении интерьеров, и лишь позже ее вытеснили новые виды искусства.
Суть процесса
После того, как штукатурка на основе песка и извести наносится на стену в несколько слоев, на верхнем выполняется рисунок определенными видами краски. Последние должны быть водорастворимыми, сделанными на основе извести, казеина или силикатов.
Постепенно краски впитываются в штукатурку, окрашивают присутствующую в ней известь (карбонат кальция). В результате картина становится как бы частью стены и не стирается. Удалить ее можно только путем снятия слоя штукатурки.
Фрески в квартире
Фреска относится к разновидности монументальной живописи: ее нельзя снять, как картину, и перевесить в другое место. Чтобы фреска действительно украшала помещение, она должна стать неотъемлемой частью интерьера, гармонируя с остальными его элементами. Именно поэтому нужно заранее продумать дизайн комнаты, определиться с типом картины, которая будет изображена на стене.
Габариты фрески тоже надо рассчитать еще до ее выполнения. Крупные изображения не впишутся в маленькую комнату, будут смотреться навязчиво, угнетающе. Роспись потолка тоже не всегда хороша для квартир: она подходит лишь при условии значительной высоты стен и большой площади комнаты.
Выполнять работу можно самостоятельно. Тем не менее, результат вряд ли будет напоминать труд профессионала. Если решено нанять художника, надо помнить, что далеко не все имеют навыки работы со штукатуркой. В ряде случаев приходится искать и штукатура, и оформителя, которые будут трудиться в паре, что обойдется в приличную сумму. При решении выполнить фреску своими руками рекомендуется потренироваться на менее сложных объектах и освоить игру света и тени, узнать свойства красок.
Написание фрески
Н аписание фрески должно происходить быстро, но без поспешности. Для того, чтобы свести к минимуму потери времени на переделки и размышления, мастер должен заранее очень хорошо во всех деталях представлять себе не только окончательный вид будущего изображения, но и иметь в голове ясную схему того, в каком порядке работа будет вестись.
В нашей практике мы пришли к методу, позволяющему условно разделить работу на три этапа, — создание рисунка, нанесение локальных тонов, разделка изображения тенями и светами. Такая последовательность работы позволяет максимально использовать ресурс высыхающей извести.
В начале работы, когда штукатурка еще достаточно сырая, делается рисунок. Процесс создания рисунка подразумевает творческий поиск и нахождение наилучшей выразительной «конструкции» для изображения. Технически это означает, что на этапе рисунка в первоначальный план изображения могут вноситься необходимые исправления, но к концу этого этапа должны быть четко определены гранцы пространства для каждого из локальных цветов.
П осле того, как создан рисунок, изображение рекомендуется «раскрыть», нанося локальные цвета по всей его поверхности, не оставляя белых пятен. Нанесение нового поверхностного слоя — слоя растворенного с водой пигментан поможет слегка нарушить начинающую образовываться поверхностную кристаллическую корку.
К огда вся поверхность будущей фрески будет раскрыта, необходимо в первую очередь заниматься теневой моделировкой, сначала на лике и открытых частях тела, потом на одеждах и других деталях. Высветления с использованием вместо белил мелкотертой извести имеет смысл делать уже после всего этого, поскольку известь, растворенная в штукатурке легко входит в соединение с «белильной известью», обеспечивая надежное закрепление содержащих известь красок даже на почти высохшей поверхности.
В некоторых случаях, если есть опасность пересыхания стены, в состав красок для окончательных описей и теней в некоторых случаях вводится разбавленный с водой желток. Он не компенсирует высыхание штукатурки, но в соединении с известью образует своеобразное прочно клеящее вещество, прочно удерживающее краски на живописной поверхности.
В процессе работы фрескисту приходится учитывать большое количество особенностей этой техники
В первую очередь важно помнить, что желтая охра, глауконит и все содержащие известь колера после высыхания штукатурки довольно сильно высветлятся. К сожалению, предугадать окончательный тон бывает очень трудно, поскольку каждый раз штукатурка ведет себя по-разному
Это зависит в первую очередь от характера носителя, на который наложена штукатурка. Если стена, даже хорошо промоченная, продолжает быстро впитывать в себя воду, фреска будет сохнуть быстрее. Если же штукатурка нанесена на не-впитывающее воду основание, такое как бетон или какая-либо панель с сеткой, если используется трехслойный грунт, процесс высыхания будет проходить намного медленнее.
С тоит отметить, что при работе в технке фрески чрезвычайно важно ни в коем случае не допускать ни малейшего нарушения целостности штукатурной поверхности кистью. Такое происходит, когда рисующий пытается прямо на поверхности штукатурки смешать накладываемый цвет с еще не подсохшим наложенным ранее
В этом случае к краскам начинает примешиваться входящая в штукатурный раствор известь и при высыхании место такого смешивания будет выделяться на поверхности живописи излишней белесостью.
Технология создания фресок
Даже если не планируется выполнение работы своими руками, специалистов нужно контролировать. От четкого соблюдения ими технологии выполнения работ зависит окончательный результат и долговечность изображения. При нарушении технологического процесса может получиться, что изображение со временем начнет трескаться и осыпаться.
Чтобы создать качественное изображение на стене, понадобится:
- в качестве основы используют не успевшую высохнуть оштукатуренную в несколько слоев стену;
- эскиз рисунка нужно подготовить заранее, если он занимает большую площадь, его делят на секции;
- на влажную штукатурку наносят эскиз, затем разукрашивают его, придерживаясь технологии нанесения.
Подбор изображения
Стена, на которую наносят изображение, должна быть открытой и естественно освещенной. Если роспись стен выполняют самостоятельно, лучше выбирать несложное изображение, содержащее не более 3 цветов.
Подготовка поверхности
Чтобы штукатурка крепко держалась, нужно сделать поверхность, на которую будем наносить раствор, максимально шершавой.
Сначала удаляют все отслаивающиеся части строительных материалов.
Для более крепкого сцепления делают перфоратором или отбойным молотком неглубокие выбоины на стене.
Подготовка раствора
Штукатурный раствор готовят на основе свежей извести высшего сорта с добавлением кирпичной крошки или кварцевого песка. Кирпичная крошка продлевает время высыхания раствора, это дает возможность нанести рисунок.
Известь предварительно гасят водой до прекращения в растворе соответствующей реакции. Для этого оставляют выстаиваться известь, залитую водой, на несколько суток.
Состав раствора для каждого слоя понадобится различный. В таблице указаны пропорции смешиваемых материалов:
Слой | Известь | Наполнитель |
Для первого слоя | 1 часть | 3 части |
Для финишного слоя | 1 часть | 2,2 части |
Для нанесения трех и более слоев | 1 часть | 1,8 части |
Нанесение штукатурки
Для получения идеально результата нужно четко следовать технологии нанесения. Работу выполняют в несколько этапов, от их выполнения зависит внешний вид и качество рисунка.
- Стену увлажняют за сутки перед выполнением работ, а потом повторно за 1,5—2 часа до нанесения штукатурки.
- Первый слой штукатурки наносят путем наброса на хорошо увлажненную стену. Раствор распределяют теркой без разравнивания. Толщина слоя должна быть 3-6 мм.
- Раствор в процессе высыхания уплотняют методом постукивания. Чистовую затирку не выполняют. Для хорошего схватывания слоев между собой, должна получиться грубая, шершавая поверхность. Можно придать рельеф, нанося шпателем волнистые линии глубиной до 2 мм.
- Каждый последующий слой наносят после высыхания предыдущего. Первый слой самый толстый, он сохнет 10-14 дней.
- Увлажнят поверхность, затем наносим второй слой штукатурки. Если на поверхности появился белый налет, его нужно счистить, так как он будет препятствовать связке штукатурных слоев. Возможно нанесение до 7 слоев штукатурки.
- Финишный слой должен содержать кварцевый песок (без кирпичной крошки и других добавок). Раствор наносят толщиной 1-3 мм на предварительно увлажненную поверхность. Учитываем, что финишный раствор очень быстро высыхает. Если нет опыта работы, лучше наносить небольшими участками по 0,5 кв.м.
Нанесение изображения
Даже опытные мастера заранее подготавливают рисунок на плотной бумаге. Прорисовывать каждую деталь необязательно, главное четко выделить контуры основных элементов. Если композиция имеет большие размеры, ее разрезают на несколько одинаковых частей. Учитывают при выборе размера, что каждая часть должна быть нанесена на стену в один заход. Мастер-класс по росписи стен смотрите в этом видео:
Роспись
Как известно, раствор извести имеет щелочную реакцию, потому при замесе красок нужны щелочеустойчивые пигменты. Что это за пигменты: охра, киноварь, ультрамарин, сюда войдет и перекись марганца, лимонный, умбра, а также бордо, алый и др. Хотя в отношении ко дню сегодняшнему даже нет смысла перечислять пигменты: их намного больше. Главное при покупке красок – смотреть на их растворимость в воде и на их стойкость к щелочам.
Внимание! Пигмент нужно протестировать. Его нужно развести в том составе, с которым вы будете работать. Например, в воде и извести
А потом пигмент наносится на заранее заготовленный фрагмент штукатурки. Новичкам имеет смысл провести такое тестирование со всеми пигментами
Например, в воде и извести. А потом пигмент наносится на заранее заготовленный фрагмент штукатурки. Новичкам имеет смысл провести такое тестирование со всеми пигментами.
Как происходит сама роспись:
- Если настенной живописью приходится заниматься впервые, желательно сделать на бумаге шаблон в полную величину. Хлопотная мера, но совсем не лишняя. Шаблон впоследствии прикладывается к стене и иглой мастер протыкает контуры главных фигур картинки. Это делается для того, чтобы на стене появился отпечаток изображения.
- После появления отпечатка контуры можете обводить. Обычно начинают работать со светлых тонов, плавно переходя к темным. Отлично действует послойное нанесение – так финишный слой ярче себя проявляет.
- Если есть необходимость выбеливания светлых участков, сделать это можно гашеной известью. Только потом на них нанесутся основные цвета.
- Если рабочий день уже закончен, а все сделать не успели (а так бывает чаще всего), штукатурку, которая еще не заполнена росписью, нужно срезать наискосок канцелярским ножом. Срезать ровно на толщину укрывного слоя – это делают для последующей маскировки шва.
И еще немного о краске. Если вы решили расписать наружные стены, то оптимальным вариантом будут краски на базе жидкого стекла. Разводят их на палитре. Контактируя с известью, жидкое стекло даст стойкую, нерастворимую текстуру, очень прочную. Такие краски выигрывают по многим показателям у традиционных составов.
Нанесение декоративной штукатурки
Можно выполнять картины из декоративной штукатурки своими руками. Они размещаются на стенах и на потолочном перекрытии квартиры. Для работы понадобятся:
- уровень;
- отвес;
- шпатели разные;
- терка;
- мастерок;
- правило;
- инструмент для нанесения рельефа.
Художественную штукатурку своими руками накладывать на поверхность можно таким образом:
- поверхность смачивается чистой водой;
- шпателем набрасывается немного штукатурки на стену;
- после заполнения всего участка раствор выравнивают теркой;
- с помощью уровня контролируется правильность нанесения раствора.
На поверхности из дерева предварительно набивается дранка, выполняющая роль облицовки. Ее ячейки равны 4х4 см. Перед нанесением материала они смачиваются водой. В некоторых случаях дранку для экономии времени заменяют сеткой. Она может быть выполнена из различных материалов: из стали, меди, оцинкованного железа, пластика, крученой проволоки. Штукатурка накладывается обычными способами. Если планируется нанести панно из декоративной смеси на участок стены или потолка, нет необходимости выравнивания последнего слоя. Но больших бугров или впадин на поверхности не должно быть.
Чтобы получить картины из штукатурки, нужно иметь определенные инструменты. Самый распространенный из них — это валик, на котором имеется уже простейший рисунок или рельеф. Его смачивают в воде и прокатывают по оштукатуренному участку. Если после высыхания стены применить еще и окраску, можно получить прекрасное панно из штукатурки.
Следующий инструмент для получения рельефа — это трафарет. Он может быть выполнен в виде штампов, гребенок. Рисунок наносится примерно таким же образом, как и валиком. Но нельзя называть эти инструменты единственными. Рисунок на штукатурке вполне можно создать руками, целлофановым пакетом или поролоновой губкой. Поверхность при этом должна быть обязательно сырая. Художественная штукатурка стен может производиться с помощью применения особых составов, которые сами собой оставляют на поверхности свой рисунок. Штукатурный состав короед имеет рисунок в виде следов, оставленных одноименным жуком. Такие узоры прекрасно смотрятся на стенах, проявляют особую устойчивость к температурным перепадам, условиям влажности, механическим воздействиям.
Рельефные картины на стене оставляет мраморная штукатурка. Этот способ обладает следующими особенностями:
- высокой прочностью и долговечностью;
- пожаробезопасностью;
- устойчивостью к проявлениям окружающей среды.
Очень часто используется отделка поверхностей под шубу. Делается она методом набрызга с применением щетки или веника. В результате на стене образуется определенная картина или панно из декоративной штукатурки. Любой из вышеперечисленных способов может использоваться на наружных и внутренних поверхностях стен. Это не будет являться живописью на стене, но своими руками создать подобное довольно просто.
Выбор материала
Грамотно выбранный материал всегда является залогом качественного воплощения творческой задумки в жизнь.
- Настенную живопись лучше всего исполнять при помощи красок на минеральной основе: восковых, известковых или масляных.
- В современном ассортименте также представлены удачные аналоги на базе масляной эмульсии или ПВА, отличающиеся своей стойкостью и быстротой высыхания. Данные материалы также способствуют образованию со временем надежного слоя, защищающего поверхность от солнечного воздействия и повреждений от влаги.
- Для удобства мастеров на рынке появились специальные покрывающие материалы, которые дают эффект перламутра или свечения в темноте, имитируют паутину или создают «искусственные трещины».
- Живопись рекомендуется закрепить на поверхности защитным воском или лаком, которые способствуют качественному завершению образа и помогают дольше сохранить искусство в домашних условиях.
Подготовка поверхности для окрашивания
Подготовка поверхности считается первым этапом росписи. Ее цель – известковым штукатурным раствором выровнять стену, выгладить ее почти до идеального состояния. Следы старого покрытия нужно полностью удалить. Старая краска либо плохо держащаяся штукатурка, обои, побелка – все, что ранее было на стене, надо убрать.
На сегодняшний день фреску делают по известково-песчаному раствору, его разводят в соотношении 1:4 (1 – гашеная известь, 4 – песок). А вот финишные слои придерживаются уже иных пропорций – 1:2,5 (вместо песка имеет смысл взять порошковый тертый кирпич).
Почему не стоит брать дешевую известь для штукатурной части работ:
- она сделана из отходов, считается тощей, так как окиси кальция в ней меньше, гасится она медленнее;
- из-за такого медленного гашения, а также большого количества примесей, такая известь даст высол, а значит, может впоследствии отстать от стены, образуя малопривлекательные подтеки на виду.
Ранее для художников было естественно хорошенько мыть и перемешивать известь, чтобы добиться полного гашения. Но сегодня есть возможность сразу купить чистую известь, погасив ее в домашних условиях.
Песок, который будет в составе раствора, должен быть чистым. Тот же речной песок отлично для того подходит. Его желательно просеять через некрупное сито, потому как штукатурные составы любят именно мелкий песок, так можно добиться более пластичного состава.
Штукатурная подготовка поверхности проходит в 3 этапа:
- Набрызг. Для известковых растворов идеальным основанием считается кирпичная стена, бетонная – уже чуть похуже. Если стена с обоями, все нужно снять, если стена кривая – обязательно армировать. Сам набрызг проводится либо мастерком, либо с насоса. Правилом снимаются излишки. Бывает так, что видно – набрызг получится толстым. Его нужно растянуть на 2-3 раза, чтобы не было трещин. И в таком случае армирующая сетка ставится сюда (но сначала нужно достать маячки).
- Грунтовка. Грунтуют стену, когда немного схватится набрызг. Важна густота раствора, он на стенку наносят все тем же мастерком, а перетирать его следует полутерком. Излишки тоже снимаются правилом. Так завершается геометрическое выравнивание поверхности.
- Укрывка. Для укрывного слоя нужно сделать более жидкий раствор, в роли заполнителя хорошо себя рекомендуют тертый кирпич либо мелкий песок. При чем, тертый кирпич все же будет предпочтительнее, так как он отлично задерживает влагу (а для качественного схватывания раствора это преимущественно).Сам слой укрывки небольшой, не больше 2-5 мм, его наносят теркой.
Подсказка: за один прием в технологии фресковой живописи нужно нанести столько укрывки, сколько вы сможете покрыть фреской. Так, например, опытный художник может расписать около 7-9 квадратов (с учетом сложности композиции, конечно же). Если в композиции будет много мелких деталей, производительности станет ниже, что нужно учитывать в нанесении укрывки.
О подготовке стены и росписи рассказывает художник-декоратор Сергий Гусев.
Виды, дизайн и стили
Надо сказать, что традиционные технологии не сдались под напором высокотехнологичных новшеств. Суть осталась той же, хотя если все делать как в старину, стоимость такого ремонтного мероприятия будет завышенной. Меняются виды фресок, появляются более экономичные аналоги. Фрески бывают разных видов.
Роспись по эластичной штукатурке. Это предельно близкая к традиционной технике система росписи. Только вместо смеси песка и извести здесь используются уже готовые составы. Художнику ничего не надо смешивать, он приобретает готовый состав, который долго сохраняет сырость и эластичность штукатурки. На стенку последняя наносится с применением монтажной сетки, потому со временем изображение не будет растрескиваться. В маленькой комнате использовать эту технику, может, и не разумно, а вот для большого пространства – отличный вариант.
Стилистические и дизайн-особенности фресок тоже стоит рассмотреть.
В классическом стиле. Это самый популярный вариант, причем по виду выполнения фресок бывает разным – от традиционной техники до фрески на флизелиновой основе. Часто изображенными становятся мотивы природы, цветы, хрестоматийные темы и сцены (например, Рождества).
Фрески бывают витражными или в виде мозаики, они могут подсвечиваться неоновым светом. Это будут, например, абстрактные зарисовки, живописные луга Франции или морские пейзажи Италии.