Рекомендации по строительству
При кажущейся простоте, процесс изготовления обзорной канавы имеет свои нюансы, проводится в определенной последовательности и требует учета множества деталей.
Планирование и разметка
Определиться с типом ямы и материалом нужно еще при проектировании. Черновую чашу лучше сделать еще до того, как будет изготовлен фундамент, крыша и стены здания. Работать на открытой местности намного легче, чем в стесненных условиях без возможности использования даже легкой землеройной техники. Строительство ямы лучше делать сразу после проведения разметки, а уже затем проводить остальные работы.
Пол и стены
Стены армируют для большей прочности
Делая пол в яме, нужно обращать внимание на его ровность и плотность. Водитель должен ходить или ездить по нему на роликовом стуле без риска споткнуться и упасть
Оптимальным решением является бетонная плита. Если грунт сухой, а подземные воды залегают глубоко, допускается укладка штучных изделий на хорошо утрамбованное основание. Чтобы предотвратить прорастание через него травы, внизу нужно уложить плотный целлофан, рубероид или геотекстиль.
Если принято решение выложить стены из кирпича, следует проводить их жесткое армирование с закреплением рамок по углам вертикальными перемычками. На кладку можно нанести отделку в виде штукатурки или керамической плитки.
Гидроизоляция
Вырытая канава должна иметь эффективную гидроизоляцию. В зависимости от материала изготовления ниши используются такие материалы:
- Обмазочные. Изготавливаются на битумной основе, наносятся на поверхности в расплавленном виде. Современные смеси устойчивы к морозу, сохраняют целостность на протяжении 25-30 лет, затем требуют замены.
- Рулонные или клеящиеся. Это модификации рубероида, мембранных пленок и полиуретановых самоклеек. Отличаются длительным сроком службы и высокой ценой.
- Проникающие. Проникая в поры и щели материала, жидкости застывают и закупоривают их, образуя монолитную и долговечную субстанцию.
Гидроизоляция проводится в два этапа, сначала снаружи наносится слой жидкой глины, а уже изнутри — технологичное покрытие.
Глобальное утепление
Поскольку ниша погружена в землю, от ее стен будет исходить холод, провоцируя сырость и конденсат. Предотвратить это явление можно путем заложения утеплителя под полом и за стенками. Для этого можно использовать пенопласт, минеральную вату или пенополиуретан. Как альтернатива — керамзитобетон, теплопроводность которого намного меньше стандартных растворов. Еще больший эффект дает укладка теплого пола или греющего кабеля.
Вентиляция подполья
Система вентиляции
Даже качественная гидроизоляция и утепление не защитит яму от сырости и образования неприятного запаха. Необходимо еще на этапе строительства соорудить систему кондиционирования. Вентиляционная система может быть общей для ниши и здания или выполняться индивидуально для каждого из этих помещений. Воздух поступает в смотровую канаву и помещение гаража через одну приточную трубу, разветвляющуюся на два патрубка — прямой для помещения и опускающийся вниз — для смотровой ямы. Выход воздуха также осуществляется через одну вытяжную трубу, проходящую через крышу на улицу и поднятую не менее чем на 50 см над крышей.
Лестница для смотровой ямы
Раскладная лестница
Для спуска и подъема могут делаться стационарные, съемные или раскладные лестницы. В зависимости от размеров сооружения их изготавливают из железобетона, металла или древесины.
Освещение
В соответствии с положениями СНиП внутри смотровой ямы может использоваться напряжение 12-36 вольт. Подвод 220 вольт запрещен, так как это опасно для жизни. Кроме того, все выключатели и розетки, должны быть расположены только вне ямы, например, в щите на стене гаража. Кабель должен быть с двойной изоляцией, в металлической заземленной гофрированной трубе. Для освещения правильным решением будут современные и безопасные LED светильники.
Как сделать смотровую яму в гараже
После того как вы определились с размерами и тем, из какого материала будете делать стенки, какой они будут толщины, можно приступать к разметке котлована. Это можно сделать при помощи колышков,вбитых по периметру. Второй вариант — между кольями, вбитыми по углам, натянуть бечевку/веревку. По разметке начинаем копать котлован. Землю обычно выносят и временно складируют возле ворот.
Из кирпича: пошаговый фотоотчет
Начали копать котлован
Попутно с земляными работами отслеживайте влажность грунта. Если вы достигла проектной глубины (необходимая + толщина стяжки пола), а влаги так и нет, можно обойтись и без гидроизоляции. Тем, кто не хочет рисковать, можно посоветовать сразу стелить пленку.
Ровняем стенки. Идеальной геометрии добиваться не надо, но заметных горбов и ям быть не должно. Дно котлована тоже выравниваем, трамбуем, хорошо уплотняя грунт. Используют обычно ручную трамбовку. На дно насыпают слой щебня (два раза по 5 см), каждый слой тоже тщательно трамбуют. Далее идет слой песка. Его достаточно 5 см. Песок смачивают, трамбуют до высокой плотности — чтобы нога не отпечатывалась. Далее настилаем гидроизоляционную пленку.
Выстилаем дно и стенки гидроизоляционной пленкой
Ее хорошо разравниваем, заправляя в углы. Полотнища укладываем с перехлестом в 15 см, которые проклеиваем двусторонним скотчем. Чтобы края не скатывались, прижимаем подручными материалами — досками, камнями.
На дно укладываем слой утеплителя, на него — армирующую сетку из проволоки. Все это заливаем бетоном марки М 200. Толщина слоя — не менее 5 см. Чтобы при укладке проще было ориентироваться, на пленке делаем отметки, по которым можно контролировать толщину слоя.
Если использовать портландцемент М 400, пропорции будут следующие — цемента 1 часть, песка — 3, щебня средней и мелкой фракции — 5 частей.
Строится смотровая яма в гараже: пол залит бетоном
Ждем несколько дней, пока бетон не наберет 50% прочности. Точный срок зависит от температуры. Если она в районе +20°C, ждать придется дней 5-6. Если +17°C это уже две недели.
Приступаем к выкладке стенок. Решено делать в полкирпича. Использовали кирпич б/у, пошло порядка 850 штук (размер ямы 4,2*0,8*1,7 м). До уровня локтя выкладывали стенки по кругу.
Возводим стенки в плокирпича
На уровне 1,2 метра от пола решено сделать нишу для инструмента. Высота ее в 3 ряда кирпича, верх перекрыт обработанной доской.
Как сделана нища в яме
Чтобы не пришлось выкладывать нишу из кирпича, вставлен вкладыш из металла. Сварен короб, подходящий по размерам.
Короб из металла
Далее стенки выгонялись почти в уровень с полом гаража. Часть стен была заменена двумя отрезками швеллеров. В низ при необходимости упираются домкраты. На верхний ряд укладывается металлический уголок с полкой 50 мм, толщина стали 5 мм.
Швеллера с двух сторон смотровой ямы в гараже
Уголок разворачивается так, чтобы одна его полка была свешены вниз, вторая закрывала часть верхней поверхности кирпича. Чтобы при нагрузке стенка не обрушилась, к этому уголку приваривают закладные, которые затем связываются с армирующим поясом бетонного пола в гараже.
Уголок уложен приварены закладные
Далее проведены подготовительные работы по устройству бетонного пола и он залит бетоном.
Заливка пола в гараже — уровень бетона по верхней кромке уголка
Забетонирована вторая сторона
Особенности изготовления стенок из бетона
При отливке бетонных стенок необходимо изготовить опалубку. Проще ее делать из листового материала — строительной влагостойкой фанеры толщиной от 16 мм, ОСП. Сбивают щиты необходимого размера, укрепляют брусками по наружной стороне. Они необходимы, чтобы под давлением бетона фанера или ОСП не выгибались. Сначала ставят наружные части опалубки. Если стенки котлована ровные, проблем не возникнет. Их просто прислоняете, ставите ровно.
Затем выставляется внутренние щиты опалубки. Между ними должно быть расстояние не меньше 15 см. Чтобы в процессе заливки стенки не деформировались, между ними ставят распорки.
Пример опалубки для бетонной смотровой ямы в гараже
Заливку желательно проводить за один раз. Залитые порции надо обязательно штыковать или обрабатывать погружным вибратором для бетона. Снимают опалубку через два-три дня. После можно установить уголок с приваренными закладными прутами (полосами) и приступать к заливке пола.
Стены смотровой ямы из бетона
Менее трудоемким вариантом считается создание своими руками стен смотровой ямы в гараже из кирпича, но выгоднее все-таки для стен отдать предпочтение монолитному железобетону.
По затратам на материалы, в частности, когда бетон изготавливается самостоятельно, второй вариант получается даже дешевле. Конечно, в этом случае увеличивается трудоемкость, но конструкция будет намного надежнее и прочнее, так как установка и крепление закладных деталей получается более качественно.
Перед заливкой стен бетонной смесью создается опалубка, материалом которой могут служить листы строительной влагостойкой фанеры ОСП толщиной 16 мм, так как они не деформируются и не дают просачиваться бетонному раствору.
Деревянная конструкция опалубки крепится распорками, плиты скрепляются посредством саморезов и досок, а зазоры между ними создаются как можно меньше
Размер стен смотровой ямы в гараже из железобетона обычно составляет не менее 15 см, что принимается во внимание при размещении опалубки
При монтаже опалубки сначала устанавливается наружная ее часть и сразу же предусматриваются места для расположения ниш и канала вентиляции, а в последнем ярусе устанавливаются под углом обрезки пластиковых канализационных труб для последующего монтажа светильников.
Если стенки котлована относительно ровные, то можно использовать вариант односторонней опалубки, в которой роль внешней стены принадлежит гидро изоляционному материалу.
Внутри опалубки, как и при заливке пола, устанавливается арматурный каркас на расстоянии не менее 3 см от внутренней плоскости стены, который монтируется не сразу, а ярусами, чтобы не создавать дополнительных проблем при укладке бетонного раствора слоями по 15-20 см с обязательным уплотнением.
После монтажа опалубки смотровой ямы из поля зрения не упускается подготовка для заливки бетоном пола гаража, чтобы создать единый монолит стен смотровой ямы со стяжкой пола бокса. На этой стадии не лишним предусмотреть закладку металлического гофрированного рукава с кабелем для подведения освещения.
Бетонную смесь для стен готовится из 360 кг цемента, 670 кг песка и 0,68 кубометра щебня фракции 20 мм, в которую добавляется 210 л воды или используется бетон марки М250. Заливку бетонным составом стен конструкции желательно осуществить за один раз, после чего через пару-тройку дней, когда бетон застынет, снимается опалубка.
Обратная засыпка стен сооружения грунтом выполняется неделю спустя после их заливки посредством жирной глины или суглинком слоями по 15-20 см, которые тщательно трамбуются.
Иногда такая операция отводится песку со щебнем, проливаемых водой, но такой вариант существенно дороже и для легкового автомобиля далеко не всегда оправдывается.
Как сделать овощную яму в гараже
Если в гараже уже есть смотровая яма, погреб делается отдельно, в другом конце помещения или рядом с ней, обычно он располагается на небольшом расстоянии от стены, примерно в полуметре, и в отличие от СЯ у него несколько другие размеры:
- длина – 2,5-3 м;
- ширина – 2-2.5 м;
- глубина – примерно 1,7 м.
Размеры погреба могут отличаться от вышеуказанных габаритов, все зависит от величины самого гаража. В этом строении обязательно должна быть предусмотрена герметичная крышка-люк, приставная лестница (лучше ее изготовить из дерева). В погребе следует предусмотреть:
- защиту от влаги;
- вентиляцию;
- засыпной пазух.
Электричеством и теплоизоляцией овощную яму дополняют по желанию, перед строительством важно предусмотреть два момента:
- нужно убедиться, что под будущим погребом не проходят силовые провода, нет водоканала или газопровода;
- грунтовые воды должны проходить ниже уровня фундамента предполагаемой овощной ямы.
Как и при создании СЯ для погреба также в первую очередь выкапываем котлован, затем:
- на дно посыпаем и утрамбовываем слой щебня, примерно 10-12 см;
- укладываем следующий слой – строительный песок (около 15 см), тщательная утрамбовка здесь тоже обязательна;
- заливаем дно ямы битумом или другим подобным составом, если необходима гидроизоляция, стелем рубероид (также можно использовать другой подобный материал);
- заливаем бетоном, для прочности конструкции его желательно армировать;
- даем бетонному раствору хорошо схватиться и высохнуть, затем укрепляем стены — заливаем бетоном или выкладываем кирпичом (последний вариант наиболее предпочтителен).
Стандартная толщина стен – в полтора кирпича, для прочности и лучшей гидроизоляции промазываем кладку битумным раствором. Стены ямы должны быть очень прочными, ведь автомобиль может размещаться в любом месте гаража, и нежелательно его оставлять на хранение на смотровой яме.
Потолок в погребе выполняется в виде свода, чтобы потолочные кирпичи удержать при строительстве, их выкладывают на дощатом шаблоне. Верхнюю часть погреба можно сделать из бетона, главное, чтобы она была прочной, а лаз обычно изготавливается посередине. В овощной яме потолок нередко утепляют, в качестве материалов используют пенопласт и керамзит, чтобы утеплительный слой закрепить, его заливают горячим битумом. Также для утепления используют стекловату, опилки с цементом, теплоизоляцию можно не применять в условиях мягкого и теплого климата.
В погребе необходимо сделать полки для съестных запасов, емкости для хранения овощей. Полки обычно изготавливаются из досок и брусьев, проветривание помещения в основном обеспечивается посредством естественной вентиляции. Принудительная вентиляция эффективнее обеспечивает циркуляцию воздуха, но и требует более значительных финансовых затрат. Обычно для принудительной вытяжки применяется электровентилятор, он монтируется непосредственно в вентиляционной трубе.
Постройка смотровой ямы
Перед началом строительства на полу гаража проводится разметка, в которой определяют наиболее правильно используемую траекторию заезда автомобиля, расстояние от въездных ворот и до стены, устанавливают разметочные маяки по размерам будущей ямы.
Отрывка котлована осуществляется с условием запаса по размерам минимум 20 см с каждой стороны, то есть при ширине 1 метр котлован под яму должен быть не меньше 1, 4метра. Такой запас необходим для устройства гидроизоляционного замка из глиняного раствора. Глубина отрывки должна быть на 15-20 см ниже необходимого размера глубины сооружения. Длина ямы должна быть больше длины автомобиля как минимум на 1 метр, это необходимое расстояние для установки лестницы и удобства спуска в яму.
После отрывки котлована, проводятся работы по гидроизоляции дна ямы. Сначала дно утрамбовывается и отсыпается песком, а дальше заливается слоем глиняного раствора толщиной 10 см. После высыхания глины на дно укладывается слой полиэтиленовой пленки большой плотности, для этого берется отрезок, который полностью обеспечит покрытие как дна, так и стен ямы.
Поверх покрытого слоем пленки дна устанавливается арматурный каркас и опалубка для заливки дна бетоном. Заливка делается одновременно, с таким расчетом, чтобы толщина дна была минимум 10 см. Ширина заливки зависит от того какой конструкции планируется возводить стены – для кирпичной кладки ширина увеличивается на 2 ширины кирпича, а для бетонной заливки на 20 см – из расчета по 10 см ширины на каждую стену ямы.
Возведение стен обычно начинается после 4-5 суток высыхания дна. Однако, сначала в яме монтируется вентиляционная вытяжка, она размещается в нижней части ямы, на высоте 20-25 см от дна, системы вентиляции монтируют из канализационных пластиковых труб или труб для вентиляции, диаметром не менее 100 мм. Трубы соединяют и фиксируют в верхней части, так чтобы пленка гидроизоляционного барьера охватывала трубы снаружи, разрезов пленки для того, чтобы пропустить трубы не делают.
Кирпичная кладка делается на цементный или известково-песчаный раствор, строго выдерживая размеры и вертикальность кладки. Кладку делают на высоту 10-15 см ниже уровня пола.
При устройстве бетонной заливки стенок ямы устраивают опалубку и арматурный каркас из арматуры или проволоки диаметром 8 мм в виде клетки с размерами 12-15 см. по всему периметру. При заливке используется в качестве наполнителя щебень или гравий мелкой фракции, при заливке необходимо тщательно осуществлять уплотнение всех ячеек заливки.
После того как заливка будет выполнена и бетон наберет свою прочность, через 5-7 дней после окончания заливки или кладки кирпича необходимо провести заливку глиняного замка вокруг конструкции. Для заливки используется жирная глина, разведенная водой до состояния домашней сметаны, для того чтобы ускорить процесс схватывания глиняного раствора можно в состав раствора добавить небольшое количество конторского клея, примерно 200 грамм на 30 литров раствора, заливка также должна осуществляться одновременно без перерывов для формирования монолитного слоя. После того как будет осуществлена заливка глиняного замка наступает время устройства остальных элементов смотровой ямы.
Специфика сооружения и обустройства
Если в Вашем гараже есть смотровая яма, то Вы однозначно выигрываете у тех автолюбителей, которые подобного приспособления не имеют. Но все же есть один значительный недостаток – из-за наличия ямы в гараже будет скапливаться остаточный конденсат.
Даже если сделать отличную гидроизоляцию, то спасать это все равно не будет. Если автомобиль будет постоянно стоять над смотровой ямой, то высока вероятность быстрого разрушения днища коррозией. Воздействию влаги подвергается не только днище машины, но и основные конструкции авто.
Из-за большого количества конденсата быстро могут сгнить лонжероны. Именно поэтому главная рекомендация при постройке смотровой ямы – сделать углубление сбоку, чтобы машину можно было поставить над ровной поверхностью, а в случае необходимости, поставить над ямой для последующего ремонта. Если же пространство гаража не позволяет разделить его на две зоны, то нужно будет сделать очень хорошую гидроизоляцию ямы.
Перед началом постройки ямы нужно обязательно узнать, на каком уровне в вашей местности залегают грунтовые воды. Если вода подымается выше, чем на 2,5 м, то яму строить нельзя. Если у Вы только собираетесь строить гараж, но уже узнали, что подземные воды залегают слишком высоко, то придется делать дренажную системы, благодаря которой воды будет отводиться в специальный колодец или коллектор.Если вода не подымается выше, чем на 2,5 м, то никаких предварительных заготовок делать нет необходимости.
После постройки ямы, ее нужно будет постоянно закрывать, чтобы днище машины не находилось постоянно над источником чрезмерной влаги. Держать закрытой ее нужно постоянно в те моменты, когда она не используется.
Если лето выдалось жарким, то яму желательно осушить. Чтобы это сделать, нужно просто оставить ее открытой на несколько дней. Если Вы живете в доме за городом, а гараж находится на территории дома, то не закрывайте и его, чтобы конденсат не скапливался в помещении.
Гидроизоляция по способу действия
В зависимости от внешних условий и состояния грунта выделяют три типа гидроизоляции подвала:
Противонапорная. Применима при напоре водоносных горизонтов не более 10 метров (в частном строительстве подземных сооружений с этажностью в 3 этажа) и отсутствии дренажной системы. Используются уплотнители рулонного типа, способные удерживать давление воды. Материал наносится на поверхность конструкции снаружи и прижимается к ней давлением воды.
Противокапиллярная. Защищает от повышенной влажности и оптимально реализуется способами проникающей гидроизоляции.
Принцип действия противокапиллярной гидроизоляции
Безнапорная, на основе битумных составов. Способна обезопасить подвал от временных затоплений (сезонных паводков и осадков).
Особенности гидроизоляции овощной ямы
Перед тем как начать работы по устройству гидроизоляции в овощной яме, необходимо принять во внимание тот момент, что это сооружение применяется для хранения провизии. При выборе материала для изоляции следует обязательно учитывать это обстоятельство
Кроме того, значение имеет материал, из которого яма построена.
В качестве примера можно привести устройство бетонной овощной ямы. Даже если она будет выполнена максимально качественно, бетонный слой без дополнительной изоляции все равно будет пропускать влагу, потому что в структуре материала присутствуют микротрещины и незаметные поры.
Поры в бетоне при увеличении.
Часто овощные ямы располагаются в низинах. Таким образом, владельцы стремятся обеспечить внутри помещения минимальную температуру, однако, этот подход чреват серьезными проблемами, связанными с грунтовыми водами, а также стекающими осадками.
Если ваша постройка будет располагаться на таком участке, то логичнее всего для устройства овощной ямы выбрать кессон, который герметично сваривается во всех местах, после чего помещается в подготовленный заранее котлован и засыпается. Этот резервуар будет полностью герметичен, поэтому делать гидроизоляционный слой в нем не потребуется. Металлический кессон необходимо обработать веществом, предотвращающим коррозию.
Если же ваша постройка выполнена из кирпича, бетона или камня, устройство слоя гидроизоляции является обязательным мероприятием, необходимым для нормальной эксплуатации хранилища.