Виды дорожных покрытий и их характеристики

Горячий способ

Горячая смесь известная своей “выносливостью”. Она способна выдерживать колоссальные нагрузки, поэтому применяется для строительства и ремонта оживленных дорог, с высокой проходимостью автотранспорта. Для приготовления смеси необходимо обеспечить температуру 100-130 градусов. Превышать или занижать температурную планку категорически запрещено, поэтому без специальной техники в этом деле не обойтись. При засыпании минерального порошка и щебня температура уже должна достигать 100 градусов. Параллельно битум разогревается до кипения. Компоненты непрерывно перемешиваются. Смесь сразу же доставляется к месту проведения работ или замешивается сразу же “не отходя от кассы”. Укладывать асфальт тоже нужно быстро. Недопустимо создание “швов”. Последующие слои должны укладываться на еще горячий предыдущий. Во время работы с горячей смесью возможно ее “прилипание” к катку. Чтобы этого избежать, покрытие постоянно смачивают водой. Для применения такого “чувствительного” материала необходима команда специалистов, которая обеспечит слаженную работу.

Читать по теме: Как добиться ремонта дороги

Верхние слои асфальтобетона

Дорожная одежда включает в себя несколько слоев асфальтобетона различной плотности. В первую очередь укладывается более пористая асфальтовая смесь, а затем менее пористая и более прочная, рассчитанная на сопротивляемость износу, а также повышению шероховатости покрытия для обеспечения сцепления автомобильных колес с дорогой.

Также плотный верхний слой асфальта препятствует попаданию влаги во внутренние слои дорожного полотна, что повышает срок службы сооружения. Если вода попадет во внутренние слои покрытия, при ее замерзании будет происходить расширение, которое способно разрушить покрытие изнутри. Это особенно актуально для нашей страны, так как в течение года неоднократно происходят перепады температур от плюсовых к минусовым, и обратно.

Основные разновидности асфальтобетона по составу:

  • Песчаный;
  • Гравийный;
  • Щебеночно-мастичный.

Песчаный асфальт

обладает наиболее низкими из данного списка эксплуатационными характеристиками, поэтому подходит для устройства только тех типов покрытия, на которые не будет оказываться серьезного внешнего воздействия. Это могут быть пешеходные зоны или какие-то частные территории.

Гравийный асфальт

имеет более высокие физико-механические характеристики, и может использоваться для устройства покрытия автомобильных дорог высоких категорий. Однако в настоящее время данная разновидность асфальтобетона практически полностью вытеснена щебеночно-мастичными смесями.

Щебеночно-мастичный асфальт (ЩМА)

является лидером данного списка по своим эксплуатационным характеристикам. Может использоваться, в том числе, для дорог I категории с повышенной транспортной нагрузкой. Твердые горные породы в составе ЩМА формируют прочный каркас покрытия, а добавление специальных целлюлозных волокон предотвращает растекание битумного вяжущего.

Обратите внимание

. Цена укладки асфальта будет отличаться в зависимости от материала, так как более прочный асфальтобетон стоит дороже. Однако за счет высоких физико-механических характеристик и длительного срока службы использование высококачественного асфальта более чем оправданно.

Основные разновидности асфальтобетона по технологии укладки:

  • Горячий;
  • Холодный;
  • Литой.
МатериалОписание
Горячий асфальтГорячий асфальт обладает высокими эксплуатационными характеристиками, поэтому дорожная одежда с использованием данного асфальтобетона может использоваться для строительства дорог любых категорий. При укладке смесь необходимо разогреть до 110-130°C, а температура воздуха должна быть не менее +5°C.
Холодный асфальтХолодный асфальт имеет более низкие физико-механические характеристики, поэтому не подходит для устройства покрытия на загруженных автомобильных дорогах. Однако преимущество холодного асфальта в другом – набор прочности происходит за счет испарения углеводородных соединений. Благодаря этому данный материал не нужно разогревать перед укладкой, а работы могут проводиться даже в холодные сезоны. Чаще всего холодные смеси используются для ямочного ремонта, что особенно актуально, когда привести покрытие в норму нужно в кратчайшие сроки.
Литой асфальтЛитой асфальт можно отнести к горячим смесям, так как перед укладкой его разогревают до 190-250°C. Как и горячий, литой асфальтобетон обладает высокими эксплуатационными характеристиками, и может укладывать при температуре воздуха от +5°C. Основной особенностью литых смесей является отсутствие необходимости в уплотнении после укладки. Данный материал имеет жидкую консистенцию, а набор прочности в процессе остывания обеспечивает остаточную пористость в пределах 2%. Может использоваться для дорог любой категории.

Составляющие покрытия

Качество конечного покрытия зависит от многих факторов. Одним из них является натуральная подложка. Если говорить точнее, то речь идет о грунте, который будет находиться под дорожной одеждой. Он и является первым слоем. В некоторых местностях возможно сильное смещение поверхностного грунта, поэтому приходится углубляться до определенного уровня, который более устойчив, а также делать больший слой насыпи. Важным моментом при укладке дорожного полотна является обеспечение дренажей. Они своевременно отводят дождевую и другую воду, которая, задерживаясь, может привести к разрушению дорожного полотна. Особенно это происходит в холодные период года, когда жидкость, замерзая в порах, расширяется и приводит к деформации асфальта.

В ширину дорожного полотна включается не только проезжая часть. В расход материала также включаются обочины, на которых паркуются автомобили. Качественна дорожная одежда состоит из нескольких типов слоев. Она рассчитана на продолжительный срок службы. Такое дорожное покрытие требует больших затрат при производстве, но меньше при последующем обслуживании, т. к. срок службы продолжительный. При своевременном выполнении ремонтных работ износу подвергается только верхний слой. Нижний слой дорожного покрытия, который служит основой и обеспечивают несущие свойства должен оставаться без повреждений, т. к. для его ремонта придется перестилать значительную часть. Ниже несущего покрытия находится основание. В дорожном покрытии оно обеспечивает равномерное распределение нагрузок на подложку или грунт, что исключает продавливание под большим весом грузовиков.

В местностях, где температура опускается далеко за ноль в зимнее время есть еще дополнительный пласт к основанию. Его задачей является передача нагрузки и ее распределение по грунту, а также обеспечение устойчивости всей дорожной одежды к воздействию разрушительного воздействия морозов. В территориях, где наблюдаются значительные осадки и может задерживаться вода, есть дренажный слой, который своевременно отводит влагу от полотна. В этих целях могут укладываться: крупнозернистый песок, щебень, грунт, который дополнительно обрабатывается добавками, улучшающими его устойчивость, измельченная горная порода. Где перечисленные варианты недоступны, в ход идут местные строительные материалы.

Чем отличается асфальт от асфальтобетона?

Асфальтобетонная смесь — искусственный материал, который получают смешиванием твердых ингредиентов с нефтяным дорожным битумом.

Природный асфальт образуется в процессе загустевания и окисления нефти, выступившей на поверхность земли в виде пластовых залежей, отдельных жил или озер.

Слово «асфальт» в переводе с древнегреческого обозначает горную смолу. Это легкоплавкое вещество черного цвета. Излом раковистый, матовый или блестящий. Содержит до 70% нефтяного битума.

Крупнейшие источники природного асфальта — Мертвое море в Израиле, озеро Пич-Лейк в Тринидаде. Древние сирийцы добывали твердый битум, всплывавший на поверхность огромными глыбами, вес которых достигал 1000 кг.

Горную смолу применяли для гидроизоляции кораблей, стен хижин, полов зернохранилищ, а также изготовления красок или лаков. В Древнем Египте вещество использовали для бальзамирования умерших.

Запасы природного асфальта ограничены. Из высококачественного сырья изготавливают живописные краски, лакокрасочную продукцию. В дорожном строительстве при устройстве асфальтобетонного поверхностного покрытия замещают часть жидкого битума твердым. При этом значительно повышается стойкость к воздействию шипованных автопокрышек.

Какие конструктивные слои имеет дорожная одежда

Дорожная одежда практически для любого объекта состоит из следующих групп слоев:

  • Поверхностный слой износа;
  • Верхний слой;
  • Основание;
  • Земляное полотно.

Если детальнее, то типовая конструкция дорожного полотна выглядит следующим образом:

  • Несколько слоев различного асфальтобетона;
  • Щебеночный слой из щебня разных фракций;
  • Геосетка или георешетка;
  • Песчаный слой;
  • Геотекстиль;
  • Земляное полотно.

Также при строительстве некоторых типов автодорог между слоями асфальтобетона может быть уложена дополнительная геосетка, чтобы повысить эксплуатационные характеристики асфальтобетонного покрытия.

Кроме того, между слоями асфальта и щебня, а также между соседствующими слоями асфальтобетона осуществляется проливка битумными эмульсиями, что повышает адгезию. Битум нельзя назвать отдельным конструктивным слоем, однако ни одна дорожная одежда без него не обходится.

Разные категории

Категории автомобильных дорог в разных странах мира имеют разнообразные критерии оценивания, однако, немного обобщив их, можно составить примерно такой перечень:

  • Е — путепроводы европейского значения;
  • М — маршруты федерального значения;
  • Р — дороги, соединяющие административные центры;
  • А — федеральные и региональные автодороги, подъезды к крупнейшим транспортным узлам — аэропортам, морским и речпортам;
  • К — региональные дороги;
  • Н — прочие дороги местного подчинения.

Существует также еще несколько критериев, по которым можно классифицировать дороги разного назначения:

  • по ширине покрытия и количеству полос движения;
  • по принципу и способу пересечения с автодорогами разных видов;
  • по наличию или отсутствию разметки и разделительной полосы.

Именно последний разделительный принцип говорит о том, является ли дорога действующей, пересекается ли она с другими автодорогами и сколько раз, как осуществляется регулирование движения, сколько на ней поворотов и другие параметры.

Какие функции выполняет каждый из материалов конструкции

Подготовленный и уплотненный грунт

повышает прочность и устойчивость конструкции. Если земляное основание будет рыхлым, дорожное полотно быстро потеряет необходимую геометрию, вследствие чего будут разрушены практически все его технологические слои.

Геотекстиль

, представляющий собой прочное тканое или нетканое полотно из синтетических нитей и волокон, выполняет несколько функций:

  • Разделение слоев;
  • Армирование;
  • Фильтрация;
  • Дренажная функция;
  • Препятствие прорастанию растений.

Использование геотекстиля существенно повышает качественные характеристики сооружения, а также позволяет сократить расход некоторых материалов.

Песчаный слой

выполняет стабилизирующую и амортизирующую функции. Как правило, толщина данного слоя составляет около 40 см после уплотнения

Также важно, чтобы песчаная подушка была ровной в горизонтальной плоскости

Геосетки или георешетки

тоже относятся к категории синтетических рулонных материалов, и выполняют схожие с геотекстилем функции:

  • Армирующий эффект;
  • Разделение слоев;
  • Удержание щебня от вдавливания в песок;
  • Снижение воздействия вертикальной нагрузки.

Георешетка позволят сократить расход щебня примерно на 40%, что влечет за собой и экономическую выгоду. Комплекс из геотекстиля и георешетки делает дорожное полотно прочнее примерно на 200-250%.

Щебеночный слой

позволяет сделать дорожное полотно значительно прочнее и долговечнее, а также выступает в роли надежного основания для укладки асфальта. Дорожное полотно включает в себя щебень разных фракций: сначала укладывается щебень крупных фракций, а поверх него более мелкие фракции – это позволяет обеспечить высокую плотность.

Каждый слой щебня разравнивается и уплотняется после отсыпки, а также обрабатывается битумной эмульсией. Альтернативный вариант – использование «черного щебня», который представляет готовую смесь, в которую входит щебень из горных пород, смешанный в определенных пропорциях с вяжущим веществом.

Битумная эмульсия

повышает адгезионные свойства (улучшает сцепление), выступая в роли грунтовки, а также повышает влагоизоляционные показатели обрабатываемого участка.

Асфальтобетонные смеси

используются для устройства покрытия автомобильных дорог:

  • Крупнозернистый асфальт является подстилающим слоем, защищая элементы основания, способствуя стабилизации покрытия, а также препятствуя образованию колеи.
  • Мелкозернистый асфальт имеет более высокую прочность и износостойкость, что позволяет использовать его для устройства поверхностного слоя, который также называют «слоем износа». Прочный мелкозернистый асфальтобетон защищает более глубокие конструктивные элементы от внешнего воздействия, а также препятствует прониканию воды вглубь конструкции.

«Гидроизоляция дорожного покрытия очень важна, так как при попадании воды внутрь асфальтового слоя будет наблюдаться его ускоренное разрушение. При замерзании, превращаясь в лед, вода расширяется, буквально расшатывая асфальт изнутри. При частых циклах заморозки-разморозки, которые характерны для большинства регионов РФ, разрушительное воздействие будет усиливаться»

Качественное дорожное полотно устраивается с использованием тех разновидностей асфальтобетона, которые имеют достаточно высокие физико-механические характеристики. Такие асфальтовые смеси имеют в составе щебень из прочных горных пород, а также снабжаются специальными модификаторами для повышения определенных характеристик.

Технологические особенности

Дорожное покрытие из пластика обладает следующими достоинствами:

  • низкая стоимость,
  • высокие темпы производства,
  • утилизация мусора в окружающей среде,
  • плотность, износостойкость, стойкость к перепадам температур,
  • легкость в уходе, долговечность,
  • монтаж подземных коммуникаций,
  • сокращение выбросов углекислого газа в атмосферу при монтаже.

Низкая цена, утилизация отходов

Создаются такие панели в большинстве случаев из дешевого сырья: вторичный пластик и мусор. Компания заботится об экологической ситуации на планете и предлагает использовать дешевое сырье на свалках отходов и поддерживать правильную сортировку бытового и производственного мусора.

Читать по теме: Материалы для строительства дорог

Сроки монтажа

Монтаж модулей можно будет проводить на песчаном слое замковой системой, причем сроки изготовления займут недели, а не месяцы, как это происходит при послойной укладке стандартных покрытий.

Технические характеристики

Благодаря малому весу модули можно будет легко транспортировать и монтировать на любой тип почвы. Под легкостью плиты почва не проседает, а плотность и толщина дает возможность выдержать нагрузки грузового транспорта и интенсивный поток участников дорожного движения.

Инженеры позаботились о том, что такая дорога способна выдержать перепады температур от -40 градусов до +80 градусов, воздействие химических реагентов и не сможет аккумулировать тепло. Строительство такой дороги возможно в жарких и холодных странах.

Долговечность

Разработчики обещают, что срок эксплуатации дорог пластикового типа увеличится на 30-40% по сравнению с обычными магистралями. Дороги из пластиковых панелей станут менее чувствительны к образованию ям и сколов, коррозии. Немаловажным является тот факт, когда дорожный модуль изнашивается его можно отправить в повторную переработку.

Подземные коммуникации

Плита внутри полая, что дает возможность установить в конструкции датчики скорости и численности транспорта, проложить водопроводные сети, дренажные системы, электрокабели без трудозатрат на рытье траншей.

Сокращение вредных выбросов при монтаже

Каждый год в окружающую среду на планете из мировой сети дорог «улетает» 2 % от всего углекислого газа. Производство дорог из асфальтового покрытия тоже имеет свои негативные последствия и пары битума и асфальта загрязняют атмосферу. Полимерные дороги менее токсичны, что еще один плюс в их пользу.

«Совместно с Total и Wavin у нас теперь достаточно опыта, информации, и ресурсов, чтобы приступить к реальным шагам по внедрению этой инновации. Мы ожидаем, что прототип будет подготовлен уже к началу 2020 года», – отметили изобретатели полимерного дорожного покрытия Симон Йорритсма и Анне Кудстаал.

Детальная технология производства держится в строжайшем секрете, в свободном доступе ее пока нет. Но компания обещает начать реализацию проекта в Роттердаме уже в 2020 году. Городские власти уже дали согласие на реализацию проекта. Авторы проекта в поиске исполнителей и партнеров.

Читать по теме: Классификация дорожных покрытий

Если проект будет удачным, то технология начиная со стран Европы приобретет массовый оттенок.

Насколько важно проводить ремонт дорог

Как известно, далеко не все автомобильные дороги России могут похвастаться новым качественным покрытием, а ведь это один из важнейших факторов, которым не стоит пренебрегать. От качества дорожного покрытия зависит довольно много, ведь для обеспечения качественной жизни человека грузоперевозки (не говоря уже о пассажирах) должны осуществляться максимально быстро, безопасно и эффективно.

Часто несоответствие дорожного покрытия требованиям современных транспортных реалий и все увеличивающемуся потоку движения могут привести ко многим негативным последствиям: росту числа аварий, ускорению износа автотранспортных средств, перерасходу топлива, снижению скорости движения и многих других. Страшно даже представить, что, например, чья-то жизнь может зависеть от того, по какой именно дороге будет доставлен тот или иной медицинский препарат или насколько быстро сможет приехать пожарная машина. Так что покрытие дорог также играет в классификации далеко не последнюю роль.

Какие конструктивные слои имеет дорожная одежда

Дорожная одежда практически для любого объекта состоит из следующих групп слоев:

  • Поверхностный слой износа;
  • Верхний слой;
  • Основание;
  • Земляное полотно.

Если детальнее, то типовая конструкция дорожного полотна выглядит следующим образом:

  • Несколько слоев различного асфальтобетона;
  • Щебеночный слой из щебня разных фракций;
  • Геосетка или георешетка;
  • Песчаный слой;
  • Геотекстиль;
  • Земляное полотно.

Также при строительстве некоторых типов автодорог между слоями асфальтобетона может быть уложена дополнительная геосетка, чтобы повысить эксплуатационные характеристики асфальтобетонного покрытия.

Кроме того, между слоями асфальта и щебня, а также между соседствующими слоями асфальтобетона осуществляется проливка битумными эмульсиями, что повышает адгезию. Битум нельзя назвать отдельным конструктивным слоем, однако ни одна дорожная одежда без него не обходится.

Виды дорожных покрытий

Практичность передвижения многих транспортных средств зачастую зависит от качества дороги. Такие сооружения получают несколькими путями, что приводит к значительной разнице в их технических параметрах.

Строительство дорожных покрытий производится согласно конкретной технологии, которая утверждена специальными органами. Более подробно узнать об этом процессе можно на сайте http://www.bavcompany.ru/production/kinds/rmi.

Нежесткие покрытия

Все виды дорог можно условно разделить на 2 основные группы, это конструкции с жестким и нежестким покрытием. Последние элементы можно разделить на несколько разновидностей:

  • Щебеночные покрытия. Такой вид поверхности предполагает использование щебня в качестве основной продукта для их покрытия. Подобный тип дорог используется в микрорайонах, парках или местах, где не требуется применение более качественных материалов, так как они не поддаются высоким нагрузкам.
  • Гравийные поверхности по большинству своих параметров напоминают предыдущий тип изделий, но отличаются только материалом для изготовления.
  • Грунтовые. Этот вид дорожек является зачастую декоративным элементом парков. Такие поверхности не предназначаются для постоянных и высоких нагрузок.

Жесткие покрытия

Дороги такого типа можно разбить на несколько типов:

  1. Сборные цементные конструкции применяются зачастую при производстве мостов. Отличаются высокой стойкостью к нагрузкам. Могут применяться в различных погодных условиях.
  2. Мощенные покрытия. Этот тип дорого предполагает обустройство их методом укладки натурального камня. Сегодня встречаются довольно редко и применяются в основном при строительстве дорожек в парках. Здесь используется та же брусчатка, которая плотно укладывается друг к другу.
  3. Асфальтовые покрытия. Этот тип дорог является одним из основных. Сегодня количество данных покрытий огромное, так как относительно простое в обустройстве и может эксплуатироваться довольно длительное время.Для увеличения стойкости, асфальт укладывают на специальные подушки, а также в несколько слоев в зависимости от размера фракции. В качестве связующих элементов применяются разные виды смол, которые хорошо переносят температурные колебания.

Следует понимать, что все эти разновидности дорожного покрытия позволяют эксплуатировать на них только определенные виды транспорта. Поэтому это и учитывается при их прокладке, что и привело к такому их разнообразию.

О защитных покрытиях для асфальта — в этом видео:

Виды дорожного покрытия

Дорога неотъемлемо связывает нас, автомобилистов между собой. Каждый, кто имеет транспортное средство пользуется дорогой. Даже пешеходы иногда идут по дороге, когда нет пешеходной зоны. В данной статье мы расскажем, какие бывают виды дорожного покрытия и из чего их делают.

Основные виды дорог в Российской Федерации

На территории Российской Федерации принята следующая классификация видов дорог:

— автострада;

— автомагистраль;

— дороги с асфальтированным покрытием;

— простейшие дороги;

— дороги с покрытием менее 7 метров;

— дороги с покрытием низкого типа;

— дороги без покрытия.

В таблице ниже дано описание основным видам дорог, указаны их характеристики и размеры.

Вид дорогиОписание
АвтомагистральАвтомагистраль должна иметь ширину дорожного полотна не менее 15 метров. Посередине автомагистрали должна быть нанесена разделительная полоса, которой разделяют дороги на потоки с противоположными направлениями. У такой дороги продольный уклон не должен превышать 3 процента. Автомагистраль может пропустить в сутки свыше 7000 автомобилей. На автомагистралях не бывает пешеходных переходов, велосипедных дорожек, и по ней не могут ездить учебные автомобили. Благодаря этому автомагистраль может обеспечить бесперебойный поток транспорта. На автомагистрали нельзя ездить со скоростью менее 40 км/час.
Дорога с асфальтированным покрытиемТакая дорога имеет пропускную способность от 3000 до 7000 автомобилей в сутки. У такой дороги продольный уклон может составлять 4 процента. Ширина проезжей части дороги с асфальтированным покрытием должна составлять не менее 7,5 метров.
Дороги с простейшим покрытиемДорога с простейшим покрытием может иметь ширину дорожного полотна менее семи метров. У такой дороги продольный уклон может составлять до 6 процентов ее пропускная способность составляет от 200 до 1000 транспортных средств в сутки.
Дороги без дорожного покрытияДорога без дорожного покрытия может обладать продольным уклоном более 6 процентов. По такой дороге в сутки может проехать не более 200 транспортных средств.

Классификация дорожного покрытия

Дороги в Российской Федерации подразделяются еще и по видам дорожного покрытия. Классификация дорог по видам покрытия следующая:

— грунтовые дороги;

— гравийные дороги;

— дороги со стабилизированным грунтом;

— дороги с макадамом;

— асфальтовые дороги;

— портландцементные дороги.

Стабилизированный грунт для дороги изготавливается путем смешивания песка и глины в определенных пропорциях. Далее в эту комбинацию добавляют цемент. Данную смесь укладывают на место будущей дороги слоем в 6 и более сантиметров. После этого дорогу покрывают тонким слоем битума, который не дает высохнуть грунту до момента схватывания цемента.

Покрытие макадам – это несколько слоев щебня, который пропитуют водой при укладке и тщательно укатывают с помощью дорожного катка. После этого сверху укатывают слой мелкого щебня. Данное покрытие очень прочное. Иногда вместо воды для макадама используют битум, который сильнее связывает частицы щебня между собой.

[ url=»https://www..com/watch?v=lG-tJVHl9Bg» width=»560″ height=»315″]

Классификация дорог в зависимости от покрытия

В зависимости от типа дорожного покрытия можно выделить следующие виды:

  • мостовые;
  • цементобетонные;
  • покрытые гравием или щебнем;
  • грунтовые;
  • дегтебетонные;
  • асфальтобетонные;
  • покрытые материалами, содержащими органические вещества, имеющие вяжущие свойства.

Подытоживая вышесказанное, можно еще раз отметить важность и необходимость всех работ, связанных с обустройством и ремонтом дорого, а также поддержанием их в надлежащем состоянии. Новые технологии открывают массу возможностей для того, чтобы и проселочная дорога, и автомагистраль оставались на достойном уровне по прочности и качеству покрытия и были способны обеспечить высокую проходимость транспортных средств

Общие понятия

Проведение мероприятий, которые призваны к улучшению положения в отношении качества дорог, намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Они включают в себя процесс исследования и планирования в отношении конкретной территории. Для уменьшения затрат наряду с человеческими ресурсами постоянно внедряются новые единицы техники, которые также ускоряют протекание этих процессов. Например, ранее при укладке дорожного настила из бетонных плит использовались формы, которые впоследствии оставались внутри дорожного покрытия и могли снизить его качество, а также сказывались на общих затратах. Теперь применяется съемная опалубка для дорожного покрытия, которая используется на нескольких объектах. Были также модернизированы производственные линии, которые обеспечивают снабжение бетоном. При тех же затратах удалось увеличить количество сырья для дорожных покрытий на выходе.

До определенного момента приходилось ждать значительный период времени, пока готовое дорожное покрытие наберет жесткость для возможности эксплуатации. Современные добавки-затвердители сократили время до минимального. Также разработана уникальная схема уплотнения с помощью дополнительной техники, которая дает возможность уменьшить количество воды в готовом дорожном покрытии, а соответственно и ускорить застывание.

Разновидности и типы дорог

Существуют три основных категории дорог:

  • дороги I категории — трассы шириной 33 м, по которым за час проезжает более 100 автомобилей;
  • дороги II категории — дороги шириной 22 м, количество автомобилей — от 15 до 100;
  • дороги III категории — дороги шириной 19 м, по которым в течение часа проезжает не более 15 машин.

Также все дороги можно делятся на 7 основных типов:

  • Автострады: дороги с покрытием, выполненным из асфальтобетона или цементобетона. Толщина такого покрытия может достигать полуметра. Количество полос в каждом направлении дороги этой категории — от двух до пяти, ширина дороги — от 15 до 56 м.
  • Усовершенствованные шоссе: такие дороги имеют твердое основание и прочное покрытие из асфальта, цементобетона, клинкера или брусчатки. Ширина трассы — не меньше шести метров, таким образом, автомобили могут двигаться в два ряда. Интенсивное движение транспорта на таких дорогах возможно в любое время года.
  • Шоссе: основание такой трассы выполнено из песка, камня или твердых грунтов, в качестве покрытия используются асфальт, а также гравий, щебень и шлак, которые обрабатываются вяжущими составами. Ширина дорожного полотна, как правило, находится в пределах шести метров. Этого достаточно для того, чтобы на трассе могли разъехаться встречные автомобили. Транспорт моет передвигаться по таким дорогам в течение всего года.
  • Улучшенные грунтовые дороги: дороги этой категории представляют собой профилированные трассы без твердого основания и без покрытия. Грунт при строительстве может быть улучшен гравием, щебнем или песком, также широко применяется обработка грунтов вяжущими веществами для придания дороге прочности и долговечности. Такие трассы требуют регулярного обслуживания для поддержания их в пригодном к использованию состоянии. По этим дорогам в течение почти всего года может передвигаться мало- и среднетоннажный транспорт.
  • Грунтовые дороги (проселочные дороги): непрофилированные дороги без покрытия. Как правило, они используются в качестве трасс, которые соединяют небольшие населенные пункты или служат выездом из такого населенного пункта на основную дорогу. Проходимость проселочной дороги сильно зависит от характеристик грунта, его увлажненности и климатических условий. Ширина их, как правило, не превышает пяти метров, но может составлять и 7-9 метров.
  • Полевые и лесные дороги: представляют собой дороги местного назначения, пригодные для эпизодического передвижения по ним транспорта. Как правило, они используются в сезон лесозаготовок или полевых работ. Ширина не превышает пяти метров.
  • Караванные пути и вьючные тропы: могут представлять собой основные пути передвижения в малонаселенных районах, особенно горных или пустынных. Такие тропы пригодны только для пешего передвижения.

Таким образом, грунтовые дороги занимают промежуточное положение между шоссе и тропами по всем параметрам, в том числе и по ширине.

Грунтовая дорога

Керамическое покрытие на авто На грунтовых дорогах и при работе с прицепами запас хода и периодичность догрузки топлива уменьшаются в соответствии с увеличением расхода топлива. Поэтому на грузовых автомобилях часто применяют газогенераторы с увеличенной емкостью бункера. На автобусах высоту и объем бункера, как правило, увеличивают, во-первых, в связи с необходимостью расположения загрузочного люка над крышей кузова и, во-вторых, из-за повышенного расхода топлива, доходящего в условиях городского движения с частыми остановками до 170 — 180 кг чурок на 100 км пробега.  

Например, грунтовая дорога, пригодная для перевозок в сухое летнее время, становится труднопроходимой для автомобилей в весенний и осенний периоды. В зимний период эта же дорога с хорошо укатанным снежным покровом мало чем отличается от дороги с усовершенствованным покрытием.  

Под профилированием грунтовой дороги понимается устройство поперечного профиля земляного полотна в виде невысоких насыпей из боковых канав или резервов. Грунт из вырезаемого кювета перемещают к оси дороги и используют при возведении повышенной проезжей части полотна.  

При профилировании грунтовой дороги эффективно использовать два автогрейдера. Один из них должен только зарезать грунт, а второй, оборудованный удлинителем отвала, перемещать вырезанный грунт. Такой прием работы автогрейдеров позволяет сокращать время простоев, связанное с перестановкой рабочего положения отвала и дополнительного оборудования.  

Перед улучшением грунтовых дорог добавками поверхность полотна планируют, засыпают колеи и выбоины, разрыхляют грунт на глубину улучшаемого слоя.  

В условиях грунтовых дорог, однако, пакеты могут деформироваться и рассыпаться при перевозке, в связи с этим такой способ доставки может быть рекомендован при транспортировании кирпича по улучшенным дорожным покрытиям.  

При улучшении грунтовых дорог химической обработкой применяют два способа.  

Схема обыкновенного стрелочного перевода Схема двойного перекрестного стрелочного перевода.| Схема симметричного стрелочного перевода.| Схема глухого пересечения.  

Проезжая часть грунтовых дорог на 10 м в каждую сторону от крайнего рельса должна иметь одежду. При интенсивном пешеходном движении на переездах устраивают пешеходные дорожки. Переезды делятся на охраняемые и неохраняемые. Порядок охраны устанавливается в соответствии с требованиями Инструкции по устройству и обслуживанию переездов. На охраняемых переездах устраивают переездные будки с таким расчетом, чтобы из окон просматривались как приближающиеся с обеих сторон поезда, так и автогужевой транспорт.  

При постройке грунтовых дорог, взлетных дорожек для самолетов и других несущих нагрузку земляных покрытий желательно, чтобы они были устойчивы и компактны, не превращались в пыль в сухую погоду и не становились глинистыми и вязкими после дождя. Такая стабильность желательна также для дорожного полотна шоссе, где особенно важны хороший сток воды и пористость. Для некоторых типов почв весьма эффективными стабилизаторами являются катионактивные вещества , но в большинстве случаев их не применяют из-за высокой стоимости. Отработанный сульфитный щелок бумажных фабрик и получаемые из него лигнинсульфо-наты также являются эффективными стабилизаторами и широко применяются на практике.  

При строительстве сельских и местных подъездных грунтовых дорог, а также оснований под различные типы дорожных покрытий важным условием является повышение устойчивости и несущей способности грунтов, что достигается путем его улучшения ( стабилизации) введением различных минеральных и органических добавок.  

Проезд по шоссейным и грунтовым дорогам оплачивается по существующей в данной местности стоимости.  

Движение на пыльных грунтовых дорогах приводит к повышенным износам деталей цилиндро-поршневой группы двигателя, втулок шкворней и рессор, карданов, шарнирных соединений рулевого привода и других деталей.  

Почему после дождя грунтовая дорога скользкая.  

Пересеченная местность — грунтовая дорога с подъемами до 20, речная пойма, залитая на 30 %, прорезанная старицами и озерами и заболоченная до 20 %, леса.  

Выводы

Качественное дорожное полотно сооружается из определенного количества конструктивных слоев, с использованием различных материалов. В качестве основных технологических слоев выступают:

  • Грунтовое основание;
  • Геотекстиль;
  • Песчаный слой;
  • Геосетка;
  • Щебеночный слой;
  • Асфальтовое покрытие.

При устройстве автомобильных дорог также требуется соблюдать технологию дорожного строительства, чтобы обеспечить достаточно высокие характеристики конструкции. Использование материалов высокого качества также позволяет сделать дорожное полотно прочнее и надежнее.

При этом устройство автомобильных дорог с низкой транспортной нагрузкой может осуществляться по упрощенной технологии, а также с использованием более дешевых материалов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий