Условия проживания в замке
Замок обеспечивал потребность в безопасности. Однако другими благами его обитателям часто приходилось пренебречь.
Внутрь помещений проникало мало света, так как окна заменяли узкие бойницы, которые были затянуты плотными материалами. Жилые комнаты отапливались с помощью каминов, но это не спасало от промозглой сырости и холода. Суровой зимой стены промерзали насквозь. Использовать уборные в холодное время года было особенно дискомфортно.
Жителям часто приходилось пренебрегать гигиеной. Большая часть воды из колодца уходила на поддержание жизненных функций и уход за животными.
С течением времени, структура замков усложнялась, появлялись новые элементы. Однако развитие пороховых орудий, лишило замки основного преимущества – неприступности. На смену пришли крепости с более сложными инженерными решениями.
Постепенно замки средневековья, многие из которых дошли до наших времён, превратились в памятники архитектуры и напоминают об эпохе рыцарства.
Замок Тапиау
Эта крепость в Гвардейске — единственный в регионе средневековый замок, где сохранились строения середины XIV века и уникальные фрески. Сооружение располагается в месте слияния рек Преголя и Дейма. Оно впервые упоминается в 1255 году как владение принявшего христианскую веру и присягнувшего на верность Тевтонскому ордену прусского нобиля Запелле. В 1262 году на берегу Деймы была построена небольшая деревянно-земляная орденская крепость. Вскоре она была захвачена и разрушена литовским войском. Тогда магистр Тевтонского ордена Арно фон Зангерсхаузен повелел заложить крепость на северном берегу реки Прегеля.
Крепость Тапиау. (kenigsberg.com)
В 1275 году Тапиау подвергся штурму литвинов. Крепость устояла, но ее положение на местности показалось защитникам не вполне удачным. Было решено перенести ее, и в 1280—1290 годах была построена новая деревянная крепость на восточном берегу Деймы. В 1340—1351 годах под руководством маршала Ордена Зигфрида фон Даненфельде в излучине Прегеля возведен каменный двухэтажный замок с четырьмя флигелями и форбургом, защищенный подковообразным рвом и земляным валом. Это укрепление в перестроенном виде сохранилось до наших дней. В середине XVI века по приказу герцога Пруссии Альбрехта Бранденбург-Ансбахского в Тапиау была проведена масштабная реконструкция.
С 1457 до 1758 год в замке хранился архив Тевтонского ордена. Великое посольство Петра I останавливалось здесь в мае 1697 года. Около 200 человек провели в замке одну ночь, но сам Петр I здесь не бывал.
Сохранившийся с XIV века западный флигель в замке Тапиау. (Pinterest)
В конце XVIII века, при Фридрихе Вильгельме III, Тапиау действовал как дом презрения. В эти годы были снесены три флигеля замка. Столетие спустя при реставрации были надстроены два этажа — для хозяйственных нужд и жилых помещений.
Еще при Тевтонском ордене в подвалах Тапиау содержали заключенных, но это происходило эпизодически. Так, в 1474 году здесь оказался Дитрих фон Куба — епископ исторической области Восточной Пруссии Замланда. Его заточили в замок за критику в адрес магистра Тевтонского ордена Генриха фон Рихтенберга. Однако в настоящую тюрьму Тапиау превратился значительно позже — с момента Веймарской республики. Сейчас на территории замка находится колония № 7 регионального управления ФСИН РФ.
Цена билета
Для посещающих комплекс Михайловский замок экскурсии проводятся группами от 20 человек. Билеты продаются в кассах и на официальном сайте. Льготные билеты можно купить только в кассах в день посещения музея. Обязательно иметь при себе документы, подтверждающие принадлежность к льготной категории граждан.
Бесплатное посещение дворца разрешено для следующих категорий граждан:
⦁ участники и инвалиды ВОВ;
⦁ участники боевых действий;
⦁ курсанты учебных заведений МО, МВД и МЧС РФ;
⦁ инвалиды 1 и 2 групп при наличии одного сопровождающего;
⦁ многодетные семьи;
⦁ Герои РФ и СССР.
Для посещения корпуса Бенуа и Михайловского замка билеты приобретаются отдельно.
Цены на билеты для других категорий граждан:
⦁ Посещение Михайловского замка. Полная стоимость 500 рублей, льготная 250.
⦁ Корпус Бенуа. Для взрослых 400 р, для студентов 200 р.
⦁ Мраморный, Строгановский дворцы и экспозиция Михайловского замка: 500 р и 250р.
⦁ Посещение новых залов дворца – 800 р для всех.
⦁ Домик Петра 1. Цена билета для взрослого 400 р, для студента 200 р.
⦁ Комплексный билет на все экспозиции. Для взрослых 1500 р, для студентов, школьников, пенсионеров – 750 р.
⦁ Летний дворец Петра 1. Обязательное экскурсионное обслуживание. Цена билета для всех категорий 700 р. В случае плохой погоды стоимость билета возвращается в полном объеме.
Более подробная информация о льготных категориях размещена на сайте музея и в кассах.
Михайловский замок – цена на дополнительные услуги
Любительская съемка в Летнем саду – 550 р.
Съемка торжественных мероприятий внутри Михайловского замка 5 500 р.
Во время съемки запрещено попадание в кадр произведений из музейной экспозиции. Использование вспышки и других вспомогательных средств также не разрешается.
Как закрыть гештальт
Для завершения гештальта отношения приходится выяснять не с родителями, партнерами и окружением, а с самим собой. Закрыть гештальт — это значит проработать собственные чувства, травмы и обиды, вернувшись к их истокам и прочувствовав боль сполна.
Для этого существуют следующие техники.
Письмо себе
Писать нужно ручкой на бумаге — гаджеты не подойдут. Для начала стоит рассказать о своих чувствах и погрузиться в образ из прошлого. Нельзя останавливаться — эмоции должны проявиться до конца, даже если придется идти по второму и третьему кругу
Важно говорить о себе, не обвиняя других людей и не возлагая на них ответственность
Следующий шаг — максимально искренне сформулировать благодарность человеку или ситуации, забыть которые не получается. Описать, чему удалось научиться, благодаря им, какой опыт извлечь.
Что делать с письмом дальше — сжечь, оставить на память, смастерить кораблик и пустить его по воде — уже неважно.
«Пустой стул»
Ставятся два стула друг напротив друга — для себя и воображаемого собеседника. «Собеседника» нужно представить максимально подробно — выражение лица, одежду, настроение. Это шанс рассказать человеку все, что «за душой», не переживая о последствиях. Кричать и плакать — нормально, эмоции должны быть прожиты.
Затем, пересев на место собеседника, нужно ответить на претензии от его лица. Потом пересесть обратно и договорить. И так до тех пор, пока «диалог» не сойдет на нет естественным образом.
Заканчивается практика словами благодарности:
Альтернативная концовка
Это похоже на эффектный прием из кино: нужно написать альтернативную историю, в которой все закончилось хорошо и так, как хотелось. То есть попробовать сделать привычное неожиданным и «правильным». В процессе реализации методики иногда получаются неплохие рассказы.
Ну и, наконец, можно приложить усилия и отыскать человека, ставшего причиной терзаний, чтобы поблагодарить, извиниться или выполнить обещание, даже если кажется, что о нем уже никто не помнит.
Либо сделать то, что всегда хотелось, но не представлялось возможным: пусть это и покупка велосипеда или уроки музыки. В конце концов, быть взрослым хорошо именно потому, что можно поступать, как хочется, не спрашивая разрешения у родителей.
Как понять, что техника сработала?
Если гештальт закрыт, человек спокойно реагирует на ситуации и людей, которые напоминают ему о прошлом. Пропадает необходимость что-то доказывать и делать «назло». Приходит чувство облегчения и гармонии с собой.
Все гештальты закрыть невозможно. Пока человек жив, они будут время от времени формироваться. Но навык заканчивать дела и расставлять все точки над «i» позволяет жить здесь и сейчас. И делать это максимально счастливо.
Материалы по теме:
- Учителя, дышите полной грудью!
Миф I:Рыцарь был неуклюж в тяжеленных доспехах, и упав с коня, не мог самостоятельно подняться
Это самое распространенное утверждение, которое я читал еще во времена динозавров, когда проходил историю Средних веков в школе.
Учебник тех времен описывал персонажа, облаченного в настолько тяжелую и неудобную броню, что его приходилось сажать на коня чуть ли не с помощью подъемного крана, а упав с грохотом с лошади, такой горе-всадник лежал на земле и сучил ручками-ножками как черепаха, перевернутая на спину, становясь беспомощным, и не имея возможности подняться.
Турнирные доспехи
В действительности, у этого мифа есть реальное основание — турнирные доспехи, которые во времена позднего Средневековья использовались для того, чтобы в чудовищной копейной сшибке во время состязаний благородные воины не получили смертельных травм.
Для этого, во-первых, была усилена толщина доспеха в тех местах, куда должно было ударить копье, что естественно резко повышало вес изделия. Во-вторых, некоторые сочленения были просто сварены вместе, как например, шлем и часть нагрудника, что делало воина неповоротливым истуканом.
Именно для них иногда даже делали специальные лестницы, навроде трапа для самолета, по которым они взбирались на коня и летели в бой на турнире. Вот такие доспехи могли весить до сорока килограммов. Естественно, при падении с лошади встать было не так просто. Но, чаще всего причиной был скорее сам удар о землю, чем тяжесть и неудобство доспеха.
Мобильность рыцаря в доспехах
Реальные же боевые доспехи весили максимум двадцать пять (в редчайших случаях тридцать) килограммов. Да еще и распределены по телу они были так, что тренированный с детства рыцарь — а известны полные комплекты на детей семи-восьми лет — в этих латах чувствовал себя как рыба в воде.
Рыцарь мог бегать, прыгать, взбираться по лестнице, используя одни только руки и запрыгивать на лошадь, не используя стремена. Это известно и из исторических сочинений, и из сделанных на их основе современных реконструкций.
Замок Чёрного сокола, Франция
Этот замечательный замок находится во французском департаменте Эндр и Луара, в городке Монбазон и является старейшим уцелевшим каменным оборонительным сооружением Франции. Крепость строилась в период 991-996 годов по распоряжению графа Анжуйского Фулька Нерра, затем к нему присоединилось ещё несколько оборонительных строений. Несмотря на свою долгую и не самую мирную историю, этот замок отлично сохранился, а с 2003 года его открыли для посещений. Современные очертания замку придали во время средневековья – в XII веке владевшие им феодалы Монбазон.
Доминантой комплекса является 28-метровой высоты четырёхугольный донжон, кроме того, там есть укреплённая рядом выступов малая башня, массивная ограда и закрытый внутренний двор. В 1791 году наступил период упадка этого замка вместе с падением малой башни и прилегающих к ней темниц, а через 7 лет дело довершила ударившая в донжон молния. Кстати, трещины, побежавшие по его восточной стене – свидетельства этого эпизода.
Самый длинный небоскреб The Line
Изначально будущему небоскребу было дано название The Line потому, что его хотели сделать в виде двух параллельно расположенных сооружений высотой 490 метров и длиной 170 метров. После анонса, сооружение начали называть городом, ведь в нем планировалось создать жилые помещения как минимум для одного миллиона человек. Стоимость строительства города-небоскреба оценивалась в 500 миллиардов долларов, что весьма ожидаемо — настолько масштабное сооружение никак не может стоить меньше. Проект все еще существует и власти Саудовской Аравии настроены настолько серьезно, что недавно выделили в два раза больше денег и внесли в проект некоторые поправки.
О небоскребе The Line стало известно в 2021 году
Как жила семья рыцаря
Бурно развивающемуся рыцарству очень быстро в башнях стало тесно. Поэтому рыцари стали строить на территории крепости для себя еще одно здание, так называемый палас. В нем находился зал, в котором хозяин принимал коллег-рыцарей и вершил суд. Чем больше рыцари чувствовали себя рыцарями, тем важнее становилось для них встречать гостей в роскошных залах. Поэтому парадные залы и весь палас с течением веков становились все больше, а их убранство — все дороже.
Стены покрывали дорогие ковры, картины и резные деревянные панели. Вместо изразцовой печи, изобретенной в XII веке, для отопления залов стали использовать открытые камины. Для них, конечно, нужно было больше дров, но и выглядели они куда более впечатляющими.
Хозяин замка со своей семьей жил над залом, в простых, неотапливаемых комнатах. Отец, мать и дети спали вместе в одной постели. У кровати был полог, который зимой помогал сохранить тепло, а летом защищал от насекомых. Кроме кровати, в комнате обычно стоял сундук — в нем хранили одежду.
Туалета в рыцарском жилище не было. Все обитатели замка ходили справлять нужду в маленький эркер на крепостной стене. В полу этого крытого балкончика была дыра, так что нечистоты просто падали вниз и оказывались снаружи замка.
Жена рыцаря занималась в основном домашним хозяйством, руководила служанками. Так как ее муж часто бывал в отъезде, она много времени проводила одна, пока рыцарь навещал друзей в других замках, воевал или развлекался, участвуя в рыцарском турнире. Зимой, когда становилось темно и холодно, жить в замке было особенно одиноко, неуютно и скучно.
Конечно, в замке было еще множество хозяйственных построек, хлевов, конюшен и кладовых. А кроме семьи владельца, тут жило еще много других людей: повара, слуги, няньки, плотники, столяры, кузнецы, конюхи, оруженосцы…
Кроме того, замок для окрестных деревень был чем-то вроде административного центра. На службе у рыцаря были управляющие, кастеляны, следившие за тем, чтобы крестьяне вовремя доставляли хозяину то, что с них причиталось. Они же ведали деньгами — казной замка.
Развитие строительства замков
Идея строительства замков в Средневековье заключалась в том, чтобы возвести хорошо укреплённое сооружение, приспособленное к длительной осаде. Оно должно было обеспечивать защиту не только хозяевам, но и жителям окрестных деревень. Первые подобные сооружения появились на территории европейских стран в IX—X вв.
Изначально они мало походили на типичные для более позднего времени каменные замки-крепости, многие из которых сохранились до наших дней. Вплоть до второй половины Х века замки возводились из дерева. Место выбиралось возвышенное – естественный или насыпной холм, который окружали рвом с водой и частоколом из дерева. К вершине вела лестница, которую демонтировали в случае опасности.
У подножия холма размещались мастерские, мельницы, жилища слуг. Сюда же при нападении противника загоняли скот. Во дворе внутри частокола могли укрыться и крестьяне из окрестных сёл. Строительство планировалось так, чтобы в случае длительной осады можно было обеспечить потребности защитников замка в самом необходимом на несколько месяцев.
Устройство рыцарского замка феодала со временем усложнялось. С начала IX века эти сооружения стали возводиться из камня и представляли собой неприступные крепости, стены которых могли выдержать мощные атаки противника и обеспечить длительную оборону. Размер их также увеличился. Возвести такое строение на насыпи было проблематично, поэтому при планировании постройки выбирались естественные возвышенности. Старинное феодальное поместье, таким образом, было видно издалека. Это помогало его владельцу держать в руках своих вассалов, демонстрируя, кто является хозяином окрестностей.
Вместо предисловия
Первые фортификации были совсем незатейливыми. |Фото: wikimapia.org.
Люди очень давно поняли, что неплохо было бы основательно укрепить то место, где ты живешь. Исключительно «на всякий случай». А то вдруг соседи решат проверить, что есть у вас в амбарах и действительно ли ваши девки краше, чем их. Конечно, поначалу никаких стен не было. Селиться старались где-нибудь рядом с естественной преградой — чтобы речка была или гора, или хотя бы холм. Потом додумались до того, что неплохо бы забраться повыше, потому что бить сверху вниз – оно всегда проще и приятнее.
Римляне понимали важность фортификаций. |Фото: tr.pinterest.com. И вот дошло дело до строительства стен
Чаще всего насыпали земляные валы. Однако такая конструкция не могла служить долго и со временем под действием непогоды расползалась. Валы стали укреплять камнями и бревнами, превратив их в первые стены. Самые богатые и находчивые еще в древние времена научились обносить свои города огромной каменной стеной. Дальше всех в этом деле пошли римляне
И вот дошло дело до строительства стен. Чаще всего насыпали земляные валы. Однако такая конструкция не могла служить долго и со временем под действием непогоды расползалась. Валы стали укреплять камнями и бревнами, превратив их в первые стены. Самые богатые и находчивые еще в древние времена научились обносить свои города огромной каменной стеной. Дальше всех в этом деле пошли римляне.
Фрагмент римской городской стены. |Фото: wowavostok.livejournal.com.
Интересный факт: фрагмент первой римской городской оборонительной стены сохранился до наших дней. Данная фортификация называется «Сервиева стена» или «Murus Servii Tullii». Скорее всего, она была сложена около 390 года до н.э после вторжения в Рим галлов.
Эти строили «все» и из «всего». Вокруг крупных городов они возводили каменные стены, лагеря своих легионов прятали за земляными и деревянными фортами, а также строили приграничные земляные и каменные фортификации на самых опасных участках. Конечно, вместе с городскими фортификациями постоянно развивались и средства штурма. Стенобитные машины всех мастей, башни на колесиках, галереи, тараны и все бы ничего, но Рим пал. А совсем скоро началось Средневековье.
Крепость в крепости
Главная цель башни — обстрел с флангов тех, кто уже добрался до стены. |Фото: keytown.me.
Только на первый взгляд крепость – это что-то простое. На самом деле в фортификации все продуманно до мелочей. Очень быстро предки поняли, что стены неплохо бы накрыть деревянным галереями от вражеских стрел. Впрочем, стены это не самое главное в крепости. Самое главное – это ее башни, которые стоят вовсе не для красоты и не для заключения в них прекрасных принцесс.
Обратите внимание на то, как стоят башни и как расположены в них бойницы. Все сделано для того, чтобы несколько башен могли создавать перекрёстные сектора обстрела
Находящие внутри башни были фактически неуязвимы за бойницами. При этом сами они имели все возможности заливать идущих на приступ воинов градом стрел. Прижавшись к стене, можно почти гарантированно защититься от того, кто стоит наверху этой самой стены. Но нельзя защититься от того, кто в этот момент стреляет по тебе слева и справа из башенных бойниц.
Кроме того, любая башня — это еще точка обороны. |Фото: fotokto.ru.
Более того, башня это еще и крепость в крепости. Залезть на стену не очень-то сложно. Тут и лестницы помогут, и даже кошки. К середине Средневековья европейцы вспомнили, что такое осадные башни. Другое дело взять крепостную башню, где засело и забаррикадировалось несколько человек. В первую очередь осаждающие всегда старались брать именно эти участки укрепления, а вовсе не крепостной двор. Бои в башнях могли затягиваться на долгие часы, а в некоторых случаях и дни. Зачастую, при прорыве внутрь, защитники башни просто прятались на другой этаж и баррикадировались там, продолжая методично портить жизнь осаждающим из бойниц.
Это интересно: с появлением в Европе огнестрельного оружия, в крепостных башнях перед началом приступа иногда делали пороховой склад на тот случай, если башню все-таки возьмут. Если ситуация складывалась совсем не в пользу защитников, гарнизон не чурался взорвать собственную башню вместе с ничего неподозревающими штурмовиками.
2) Выработайте осуществимый план
Вам потребуется мастер-каменщик, умеющий рисовать планы. Также пригодится инженер, сведущий в оружии. У опытных солдат могут быть свои идеи по поводу дизайна замка, в смысле форм его зданий и их расположения. Но вряд ли у них найдутся знания уровня специалистов по дизайну и постройке.
Для реализации идеи требовался мастер-каменщик – опытный строитель, чьей отличительной чертой было умение рисовать план. Разбираясь в практической геометрии, он использовал такие простые инструменты, как линейка, угольник и циркуль, для создания архитектурных планов. Мастера-каменщики представляли рисунок с планом здания для утверждения, а во время строительства контролировали его возведение.
Когда Эдвард II приказал построить башню в Нарсборо, он лично утверждал планы и требовал отчётов о строительстве Когда Эдвард II в 1307 начал строить огромную жилую башню в замке Нарсборо в Йоркшире для своего фаворита Пирса Гавестона, он не только лично утверждал план, созданный лондонским мастером-каменщиком Хью Тичмаршевским – вероятно, сделанные в виде рисунка – но также потребовал регулярных отчётов о строительстве. С середины XVI века новая группа профессионалов, называемых инженерами, всё чаще начали брать на себя роль в разработке планов и возведении укреплений. У них были технические знания об использовании и мощности пушек, как для защиты, так и для нападения на замки.
Совет
: планируйте бойницы для обеспечения широкого угла атаки. Придавайте им форму в соответствии с используемым оружием: лучникам с большими луками нужны большие откосы, арбалетчикам – поменьше.
Цитадель Алеппо
Замок Дувра, возможно, был первым, в котором были использованы инновационные стены, используемые для защиты от захватчиков, но Цитадель Алеппо приносит больше пользы. Этот 30-метровый замок не только наполнен десятилетиями древней истории, уходящей корнями во времена древней Сирии, но и предлагает странную историю. Как и многие из уже перечисленных замков, Цитадель Алеппо была захвачена врагами, а также повреждена стихийными бедствиями, такими как землетрясения.
Исследователи даже откопали остатки древнего храма бронзового века, который пересказывал системы верований богов, богинь и мифологических монстров вдоль стен
Теперь, когда Цитадель Алеппо превратилась в памятник Ближнего Востока, она остается важной частью истории Сирии
Описание замка
«Замок Гарибальди» в Тольятти построен в стиле неоготики и представляет собой архитектурную фантазию на тему готики и европейского романтизма, вобравшую в себя характерные элементы европейского зодчества Возрождения, Средневековья и Викторианской эпохи. В настоящее время построено здание гостиницы с флигелем, продолжаются работы по внутренней отделке VIP-номеров, готова развлекательная зона, представляющая собой открытую площадку. На ней уже сегодня проводятся различные мероприятия: съемки видеоклипов, фотосессии, показы мод.
В планах создателей комплекса проведение фестивалей, концертов, балов и прочих масштабных мероприятий. В замковый комплекс входит отель (главное здание) кухонное помещение (флигель), развлекательная зона, крыша которой выложена камнем, благодаря чему она очень напоминает дворик средневекового замка. На ней вполне комфортно могут разместиться более трехсот гостей.
На первом этаже главного здания находится холл с ресепшен, загадочную атмосферную галерею завершает мост из темного дерева, переброшенный через горный поток, уютный ресторан, в котором, наверное, вполне комфортно себя чувствовали бы средневековые рыцари, изысканный зимний сад. На верхних этажах находятся VIP-номера. Во флигеле располагаются служебные помещения и кухня.
Особенности мини-замков
Из остатков бетона, шпатлевки, краски и досок можно смастерить небольшой замок.
Мини-замок на даче представляет собой малую архитектурную форму благоустройства дачи или другой загородной территории. Основные задачи постройки — усиление эстетического восприятия и подчеркивание определенного стиля оформления.
Часто такой элемент служит детским аттракционом. Замки можно сделать в виде точной копии известных исторических сооружений рыцарских времен или построить по специально разработанному плану.
По размещению мини-замок часто становится отдельным элементом дизайна дачи, построенным на специально отведенном для этого участке, но чаще он используется как элемент композиции, входя в состав цветника, фонтана, родника, детской площадки.
Различаться постройки могут и по техническому решению — простые (только сама постройка) и сложные, включающие специальную разноцветную подсветку (а то и светомузыку) с элементами электроники.
Castello di Amorosa, США
Только в 21 веке посреди калифорнийской долины могла вырасти настоящая итальянская крепость. Двенадцать лет и тридцать миллионов долларов понадобились потомственному виноделу Дэрил Саттуи (Daryl Sattui), чтобы посреди виноградников, на вершине холма построить копию тосканского замка. Хотя слово «копия» не совсем уместно. Этот замок — настоящий. Он построен из аутентичных материалов, доставленных из Европы. Да-да, 8 000 тонн камня привезены и вручную обработаны.
Продумана каждая деталь! Крепость окружена рвом, через который перекинут подъемный мост. Входную дверь охраняет кованый дракон наполеоновских времен. Внутри царит атмосфера средневековья.
Старый камин, рыцарские доспехи, торжественный зал, даже камера пыток.
И, конечно, потрясающий винный погреб.
«Тексты я пишу сама»
— Вы сказали, что теперь больше занимаетесь общественными проектами. Например, какими?
— Вместе с координаторами движения «Том Сойер Фест» помогаем жителям реставрировать старые дома. С ними ведь никто не работает. Они иногда сами не знают, чего хотят. Надо менять окна, двери, ремонтировать крышу. А уж проложить сети в дома — это такой сложный вопрос, занимающий много времени, денег и требующий упорства. Есть еще в центре Казани дома, где нет коммуникаций, и люди ходят в туалет на улицу, в скворечники. В центре мегаполиса!
— Они к вам лично обращаются?
— Нет, «Том Сойер Фест» — это общественное движение, заявки жители отправляют на электронную почту, адрес которой есть на сайте организации. Потом эти заявки рассматриваются на открытых заседаниях ВООПИиК, туда же мы приглашаем жителей домов. Чтобы заявить дом в «Том Сойер Фест», нужно доказать, что ты будешь и сам тоже ремонтировать свой дом, друзей приведешь, внесешь посильную помощь.В других городах и общественные красивые павильончики ремонтируют, но в Казани нет ничего общественного исторического, поэтому мы ремонтируем то, что осталось: рожки да ножки — жилые дома в центре. Общественное движение 16 домов осилило за 6 сезонов работы. Только в прошлом году мы специально взяли нежилой дом — Музей чак-чака, чтобы не было контакта с жителями, опасности заразиться. Зато на нем мы провели классную школу «Волонтеров наследия» — это национальный проект, который в России развивает Центральный совет ВООПИиК.
В Казани в 2019 году мы обучили 360 волонтеров, они работали с деревом, камнем, изучали, как реставрируют старое железо, ковку. А в 2020 году у нас было всего 40 человек, и мы их обучали в Доме занимательной науки и техники, а практику они проходили на работах по дому Музея чак-чака.
Этим интересно заниматься, потому что этого мало, по крупицам это вытаскиваем, с этим надо возиться. Главное, это благодарный труд.
Фото: Максим Платонов
— А туризмом вы в каком разрезе занимаетесь?
— Туризм входит в перечень моих обязанностей, как и культура, и стройка. В сфере туризма много проектов, например, совместно с Госкомитетом по туризму и городским комитетом мы ставим новые пюпитры с информацией около достопримечательностей. С 2013 года, когда их начали устанавливать, тексты для них я пишу сама, совместно с казанскими экскурсоводами, затем переводим их на три языка, ставим QR-коды. В Казани, Чистополе, Лаишеве и Елабуге они уже установлены. Недавно дополнительно поставили у Кизического монастыря, сейчас будут устанавливать в сквере им. Тинчурина.
— Прямо сами тексты пишете?
— Ну да. Вы же знаете, каким казенным языком пишут организации. Нужно переводить это на человеческий язык, чтобы туристам было понятно, кто такой этот великий человек, чем он знаменит, чем интересен, каким он был, почему его именем назвали улицу или сквер. А не то, что обычно в биографии перечисляют через запятую: родился, учился, женился, награжден.
Элеонора Рылова
ОбществоВластьИнфраструктураИсторияКультураНедвижимость Татарстан АК БАРС ДевелопментМинистерство земельных и имущественных отношений Республики ТатарстанБалтусова Олеся АлександровнаТухватуллина Ильсияр МисхатовнаКомитет РТ по охране объектов культурного наследия