Выбор фрезы
В зависимости от вида обработки, применяются различные фрезы по дереву для ручного фрезера, выбор большой:
- цилиндрические;
- дисковые;
- торцовые;
- конические;
- фальцевые;
- галтельные;
- калевочные;
- профильные.
Цилиндрическими фрезами для обработки древесины создают пазы, выборки различных конфигураций. Они применяются для раскроя деталей, создания отверстий глухих и сквозных. С их помощью на сопрягаемых деталях делаются соединения типа шип-паз с точным соответствием размеров и конфигураций.
Паз ручным фрезером по дереву проще всего вырезать с помощью дисковой фрезы. Инструмент подбирают по ширине равный толщине шпонки. Пазы любой длины прорезаются за один проход. Расстояние до плоскости регулируется подошвой и упорами. На ламельном станке для обработки дерева угол наклона, расстояние от торца и по высоте выставляется с помощью упоров на подошве и автоматически, без разметки обеспечивается точное совпадение пазов под шпонку. Сборка сопрягаемых деталей производится без смещения и перекосов.
Специалисты, знающие, как работать с фрезой каждого типа и какие шаблоны изготовить, выполняют сложное соединение ласточкин хвост с помощью ручного оборудования.
Разбираясь, какими фрезами что возможно выполнить, обрабатывая дерево, следует обратить внимание на форму режущей кромки. У фальцевой она широкая и ровная
За один проход с малой подачей можно выбрать четверть. Дисковая способна сделать эту работу за 2 хода. Ее надо переставлять после первого реза под прямым углом. Но фальцевые фрезы по обработке древесины переводят все в стружку. После дисковой остаются квадратные рейки, пригодные для использования.
Галтельные, калевочные и профильные фрезы все относятся к фигурным. При резьбе по дереву фрезером своими руками торец приобретает форму, обратную конфигурации режущей кромки. Галтель выбирает четверть радиальной формы. Калевочная с режущей кромкой противоположной формы делает красивый радиус вместо угла.
В домашней мастерской фрезы для начинающего столяра должны быть простыми по форме и малого диаметра. Они испытывают при обработке меньшее сопротивление дерева. Фрезером легче управлять. После освоения простых операций по прорезанию пазов и вырезанию ровных деталей, можно переходить к сложным приемам обработки дерева.
Основы ремесла
Если посмотреть на некоторые фото работ, то отчетливо видно, что авторы пользовались сразу несколькими методами обработки древесины — при выполнении разных элементов декора или экстерьера зданий, нечасто встречаются плоскорельефные узоры с необработанными краями, а значит применяется не одна и не две технологии.
Для начала знакомства с азами ремесла, вспомним, как каждый из нас держал в руках лобзик и выпиливал фигурки из дощечки или фанеры. Это и называют простейшей прорезной резьбой. Для более сложных работ потребуется больше инструментов, чем лобзик и дюжина запасных пилочек, но принцип остается тот же.
Резьба по дереву
Плоскорельефная резьба
Плоскорельефная резьба широко распространена в домовой резьбе. Получаемое изображение находится на одной плоскости, а рельеф резьбы, различный по рисунку и композиции, выявляется путем выбирания или углубления фона вокруг какого-либо элемента резьбы или орнамента (рис. 185).
Такой вид резьбы дает возможность резчику выполнять различные композиции с растительными орнаментами, изображениями животных, птиц и человека. Однако техника работы довольно трудоемкая, требует определенного мастерства и опыта, а также наличия разнообразного резчицкого инструмента.
Рис. 185. Плоскорепьефная резьба: 1 – наличник; 2, 3 – орнаментальные полосы; 4 – панно
Плоскорельефная резьба имеет несколько разновидностей по технике выполнения (рис. 186): с заоваленными контурами, с подобранным (выбранным) фоном, с подушечным фоном.
Рис. 186. Разновидности плоскорельефной резьбы: а – с заоваленным контуром: б – с подобранным (выбранным) фоном: 1 – чвканка фона; 2 – порезки уголком; 3 – порезки полукруглыми стамесками; в – с подушечным фоном
Резьба с заоваленными контурами является наиболее простым видом плоскорельефной резьбы. По технике выполнения она напоминает контурную резьбу, так как контур рисунка состоит из двухгранных выемок. Работа выполняется стоя. Процесс резьбы начинается с надреза по контуру рисунка (рис. 187). Надрез может быть сделан косячком или краем отлогой стамески почти вертикально, затем следует подрезка со стороны фона. Для работы подбирают такие стамески, чтобы можно было надрезать и подрезать криволинейные формы орнамента одним движением по направлению строения слоя древесины.
Рис. 187. Техника выполнения плоскорельефной резьбы с заоваленными контурами (стрелками показано направление движения инструмента): а – надрезание; б – подрезание; в – заоваливание контура орнамента
После подрезки приступают к заоваливанию грани со стороны элемента орнамента с таким расчетом, чтобы эта грань закруглилась круче, чем подрезка на границе с фоном. Получается рельефное изображение с плавными мягкими заоваленными линиями без резких теней.
При выполнении крупного орнамента с углубленной выемкой для облегчения работы можно использовать стамески-уголки, клюкарзы-уголки, а также полукруглые стамески. Делать выемки можно с помощью киянки, направляя стамеску ударами. Выемка в этом случае должна проходить с внешней стороны орнамента на расстоянии нескольких миллиметров от линии рисунка. Получив выемку, продолжают резьбу (заоваливают), как указано выше.
Резьба с подобранным (выбранным) фоном (рис. 188). Выполняется так же, как и резьба с заоваленными контурами. Фон выбирается на определенную глубину и ширину в зависимости от характера рисунка и необходимости придать ему особую выразительность. Фон внутри можно заполнить также профильными порезками или зачеканить. Это сделает резное изображение еще более оригинальным и создаст определенный зрительный эффект.
Рис. 188. Техника выполнения плоскорепьефной резьбы с подобранным (выбранным) фоном: а – надрез: б – подрезки; в – выборка и зачистка фона и вертикального края контура; г – заовапиванио контура
Техника выполнения плоскорельефной резьбы. По контуру рисунка делается надрез с небольшим наклоном от линии рисунка в сторону фона. Такой наклон дает возможность защищать край орнамента от случайных порезок при выборе фона. В конце работы нужно надрезать его вертикально, точно по линии рисунка, а затем уже обработать край контура украшения. После надреза по контуру делают подрезку. Подрезка выполняется на заданную глубину, одинаковую по всей плоскости орнамента. После подрезки приступают к выборке фона прямыми, полукруглыми, отлогими стамесками или стамесками-клюкарзами – гладкими или профилированными, в зависимости от того, каким задуман фон.
При зачистке фона важно учитывать направление слоев древесины, чтобы не было задиров. Резьбу по твердым породам выполняют с помощью киянки
Резьба с подушечным фоном отличается от предыдущих видов тем, что фон нигде не остается плоским. Рисунок круто заоваливают со стороны контура и более отлого – со стороны фона, который по форме напоминает подушечки.
В технике плоскорельефной резьбы подушечный фон делает изображение наиболее насыщенным, живописным (рис. 189), а резьба с заоваленными контурами выглядит более строго, графично.
Рис. 189. Техника выполнения плоскорельефной резьбы с подушечным фоном (стрелками показано направление движения инструмента): а – надрез по контуру: б – подрезка к вершине фона: в – заоваливание фона и контура орнамента
Технология геометрической резьбы
Геометрическая резьба по дереву считается самой простой и прекрасно подходит для новичков. Для создания задуманного рисунка нужно иметь небольшой набор инструментов для резьбы по дереву и четко выдерживать рисунок. Для геометрической резьбы по дереву огромное значение имеет симметрия и повторение. Этим добивается прекрасная игра света и тени.
Чудесно смотрятся на кухне разделочные доски в этой технике, деревянные панно.
Геометрическая резьба состоит из последовательного выпиливания простых геометрических форм: прямоугольников, треугольников, квадратов, ромбов. Но в результате выходит чудесный орнамент, который при разном освещении смотрится по-другому.
Последовательность выполнения любой резьбы по дереву такая:
- Сначала делается заготовка из дерева (доска, колода, болванка).
- Далее черновое выравнивание поверхности заготовки, при которой убираются все дефекты и шероховатости.
- Затем специальными резцами формируется декоративный рельеф.
- После завершения основной резьбы финишная обработка – шлифовка, пропитка, покраска, лакировка.
Нельзя работать с заготовкой на коленях! У мастера должен быть стол для работы.
Мастер-класс «Геометрическая резьба по дереву на разделочной доске»
Инструменты. Вам понадобятся 2 ножа для резьбы по дереву: треугольный нож-косяк и нож-перо, линейка, циркуль, карандаш.
Нож-косяк треугольник необходим для резки треугольных форм разной конфигурации, а также для прорезывания длинных прямых линий. Для вырезания длинных линий типа лепестка или канавки используется нож–перо. Ножи для резьбы должны быть острыми и удобными.
Первый этап. Делаем эскиз узора на доске. Его можно нанести с помощью циркуля и линейки. А можно распечатать взятые в интернете узоры для резьбы и с помощью копирки перенести на подготовленную разделочную доску.
Второй этап. Вырезаем лепестки. Используем нож-перо.
Во время работы большой палец крепко прижимается к доске, а указательный палец легко касается древесины. Это поможет регулировать глубину захода ножа в поверхность и угол наклона. А большой палец поможет плавно перемещать лезвие. Сначала прорезаем в одну сторону под углом, затем переворачиваем доску и режем с другой стороны.
Если стружка вьется «веревочкой» – нож хороший, острый. Его необходимо периодически подтачивать кусочком кожи с пастой ГОИ.
Третий этап. Вырезаем треугольники ножом-косяком. «Пяточкой», под углом 45 градусов врезаем нож в дерево, не доводя до краев рисунка с трех сторон. Прорези должны стыковаться со всех сторон в форме пирамидки. Щепка, выпадая, формирует красивый треугольник.
Четвертый этап. Что не удалось срезать, аккуратно зачищаем, чтобы грани были частыми и ровными. По тому же принципу вырезаем канавки и треугольники по периметру доски.
Пятый этап. Все шлифуем наждачной бумагой, обрабатываем натуральной пропиткой. Все! Работа закончена. Украшаем кухню полезной и красивой разделочной доской с резьбой по дереву.
Инструменты для работы
Для того чтобы начать работу потребуется подобрать специальные инструменты и изучить особенности технологии. В этом деле есть свои нюансы, которые позволяют сильнее раскрыть красоты древесины в орнаменте.
Также нужно запастись подходящими заготовками и эскизами, которые будут повторяться на дереве в виде узоров, кружев, композиций или жанровых сценок.
Для своей работы резчик использует большой набор инструментов:
- ножи;
- лобзики;
- надфили;
- стамески;
- электродрель;
- сверла;
- бруски;
- долота;
- ложкорезы;
- фрезеровальную машину;
- бормашину.
Для новичка предназначен специальный набор инструментов. Его хватит для освоения азов художественной обработки деревянный заготовок.
Еще потребуется сырье из определенных пород. От этого будет зависеть качество исполнения изделия. Есть твердые и мягкие сорта деревьев. Каждый вид имеет свои плюсы и минусы, в каждом конкретном случае выбирается специфическая технология обработки.
К мягким породам относятся:
- липа;
- береза,
- осина
- ель;
- сосна;
- можжевельник.
Мягкий материал легче поддается обработке, но его проще испортить одним неверным движением ножа или стамески. Другое дело – твердые породы древесины. К ним относятся:
- дуб;
- красное дерево;
- бук;
- самшит.
Твердое сырье стоят дорого, но и изделия из него получаются красивые, долговечные и востребованные. С дорогими породами работают опытные мастера, которые знают как нужно обрабатывать твердую поверхность так, чтобы не сломать инструмент или не получить травму. Поэтому новичкам стоит начать с более дешевого и более податливого обработке материала.
Для выбора сырья необходимо учитывать не только твердость, но и цвет дерева. Для начинающих резчиков идеальным вариантом для творчества станет береза. Она может резаться в разных направлениях, хорошо поддается сверлению и прорезыванию. При выборе эскиза изделия необходимо учитывать, что со временем светлая древесина березы может потемнеть.
Для изделий с большим количеством прорезей подходят хвойные породы. Мягкий материал сосны, ели, кедра позволяет наносить крупные рисунки и создавать замысловатый орнамент. Новички могут начинать с хвойных пород, а также с липы, березы и осины.
Начинающий резчик должен осваивать азы мастерства с простых орнаментов. Для первой работы понадобиться небольшой набор инструментов. Сначала можно обойтись лобзиком, шилом и ножом.
Прежде чем приступить к резке, следует организовать свое рабочее место с хорошим освещением. Подобрав подходящую заготовку с ровной поверхностью и без сучков, необходимо перевести выбранный рисунок на поверхность заготовки. Для этого можно использовать кальку. Когда трафарет будет переведен, его покрывают сверху лаком, чтобы во время работы он не пропал и не испортился.
Новичку потребуются ножи, стамески, шило. Для сквозных прорезей лучше использовать лобзик или ручную фрезеровальную машину, это позволит сохранить время и силы.
Резчик должен освоить все техники, которые он потом будет использовать в своей работе над изделием. С помощью разнообразных способов декоративной обработки древесины можно создавать художественные шедевры.
Зачем нужны наличники на окнах
Строительство домов на протяжении человеческой истории всегда совершенствовалось, и деревянный дом имеет сотни мелких, но при этом нужных элементов. Какие функции выполняют наличники на окнах дома?
Во-первых, это защита. Они закрывают зазор между окном и проемом для предотвращения сквозняков, попадания пыли и влаги, а также как дополнительная теплоизоляция. Сегодня при установке современных оконных систем зазоры заполняют пеной, что уже неплохой изолятор и уплотнитель. Единственный недостаток этого материала – быстрое разрушение под воздействием температур и влаги. Наличник в этом случае выступит как неплохая защита и отделка пластиковых окон снаружи в деревянном доме от действия этих вредных факторов.
Конструкция защищает пластик от воздействия температур и осадков
Во-вторых, эстетичная функция. Только на втором месте – украшение зазоров между окном и проемом. Ровные и прямые или вычурные резные они приукрасят домовой дизайн.
С чего начать
Для того чтобы «подружиться» с фрезером, нужно потренироваться на простых изделия. Работа по шаблону поможет «набить руку». Возьмите заранее приготовленную заготовку нанесите рисунок, стараясь соблюдать пропорции. Найти шаблоны просто. В Интернете существуют варианты, которые легко перенести карандашом.
Рисунки для вдохновения:
Узоры на изделиях могут быть разными. Все зависит от фантазии создателя, ведь тот, кто создает, видит произведение по-своему. Новички, освоив элементарные правила, приступают к сложному. Можно научиться регулировать глубину выреза, добавляя узоры разными фрезами. Для самобытности работы мастера добавляют выемчатую резьбу на изделия.
Эффективная работа
Использование ручного электрофрезера подходит для художественной резной мебели. Художественная резьба особенно красиво смотрится на мебели. Фрезы разных размеров и профилей легко выполняют различные задания. К сожалению, фрезером невозможно сделать трехгранно-выемчатую работу. Это задание подходит для стамесок или ножей. Барельефная, контурная резка по дереву — все это под силу ручному фрезеру.
Можно сказать, что функциональность инструмента зависит от комплектации. Различные приспособления способны творить чудеса, улучшают изделие и облегчают работу мастера.
Трафареты подходят не только для обычных инструментов, но и для ручного фрезера. Примеры можно увидеть ниже:
Для чего же еще можно использовать ручной фрезер? Мастерам под силу преобразить интерьер дома с помощью сего инструмента
Нередко привлекают внимание дизайнерские вещи, интересные предметы. Если хочется что-то изменить в доме, то фрезер специально для этого! Он способен оживить старые вещи
Красивый узор еще никогда не ухудшал вид дерева!
Для осуществления такого рода задач существует фигурная резьба, воплощающая необычные решения в оформлении интерьера. Ею можно украсить мебель, паркет, сделать новые украшения. Эта резьба преобладает в славянском стиле. В наши дни он возвращается в моду и на рынке товаров изделия ручного фрезера высоко ценятся.
Для вдохновения можно посмотреть на фотографии работ, которые чаще всего встречаются на просторах Интернета:
Технология и инструмент
Чтобы сделать первый шаг к овладению методикой, выбираем эскиз или готовим трафарет, если узор окажется сложным и циклично повторяющимся. Рисунок переносится на древесину, а после обрабатывается выбранным инструментом. Для выполнения прорезания, как правило, используют мягкие породы дерева:
- липа;
- пихта;
- сосна;
ель.
В зависимости от выбранного инструмента, применяют соответствующую технологию выпиливания. Если для резьбы будет использован электролобзик или ручной лобзик, в этом случае засверливаем отверстия, согласно трафарету, для ввода пильного полотна. Такой метод проще, но при работе лобзиками не исключены ошибки. Также используется ручной электрический фрезер. В этом случае гарантируется качественная обработка граней рисунка, однако, работа фрезером предполагает наличие опыта.
Удивительные животные
Для работы потребуются следующие инструменты и материалы:
- Древесина;
- Наждачная бумага;
- Эскиз по которому будет происходить резьба;
- Инструменты для резьбы;
- Лак;
- Кисть для покраски;
- Копировальная бумага;
- Черный карандаш.
Пошаговая инструкция по изготовлению картины.
В первую очередь выравниваем древесину. Для этого берем наждачную бумагу и начинаем зашкуривать. После того как древесина полностью готова, перерисовываем рисунок. Для этого находим необходимую картинку в интернете и распечатываем. Переводим с помощью черного простого карандаша.
Начинаем резьбу. В данном случае убирается три слоя, тем самым картина приобретает объемный внешний вид.
Вот, что должно получиться.
Чтобы картина приобрела интересный внешний вид, предлагаем сделать рамку для нее, тоже из дерева. После того как рамка будет готова, вставляем нашу картину и можно вешать на стену.
Данный вид работы подойдет и для начинающих резчиков. При работе не забывайте соблюдать технику безопасности.
Объемная техника как высший пилотаж
Постичь искусство резки по дереву способен каждый, но далеко не всем удается освоить объемную технику. Для того чтобы приобрести необходимые знания, нужно иметь опытного наставника, желание, свободное время и талант. Освоение мастерства резьбы объемных фигур по дереву дает возможность воплощать в жизнь свои самые смелые фантазии, воссоздавать шедевры искусства, скульптуры, композиции и множество других предметов. Недостаточно одного знания данной техники, мастер в то же время должен быть художником, скульптором и творческой личностью. Сам процесс отличается высокой точностью и скрупулезностью.
Вырезание контуров
С помощью уголковой стамески сначала наметьте контуры перевязи и прорежьте их до окончательной глубины (около 3 мм) (фото В). Левая рука направляет инструмент, а правая толкает его вперёд, преодолевая сопротивление древесины. Старайтесь, чтобы поверхность среза была гладкой и однородной.
Примечание. Не торопитесь и не пытайтесь резать слишком глубоко. Срезая материал понемногу, легче контролировать процесс и избежать сколов. Никогда не направляйте лезвие резца в свою сторону. Если необходимо, поверните заготовку, чтобы действовать резцом от себя или параллельно груди.
Вырезав контур перевязи, переходите к центральному лепестку лилии, начав резать от верхней точки (фото С), а затем к остальным лепесткам выше и ниже перевязи (фото D). Выровняйте глубину всех контурных канавок, срежьте материал над перевязью и под ней (фото Е). Углубите контуры перевязи уголковой стамеской.
Подготовительный этап
Подготовьте необходимые инструменты и материалы для прорезной резьбы:
- строганные обрезные доски из деревьев хвойных пород с толщиной 18 – 20 мм;
- простой карандаш;
- копировальную бумагу;
- электролобзик.
Вместо лобзиковой электропилы можно выбрать набор стамесок и ножей, однако у ручного инструмента с электрическим приводом есть целый ряд преимуществ:
- домовая резьба выполняется быстро, аккуратно, качественно;
- компактные размеры;
- небольшой вес;
- возможность делать прямые и криволинейные срезы;
- проделывание круглых и прямоугольных отверстий с разными диаметрами.
Профессиональные резчики отмечают, что универсальным лобзиком пользоваться удобно и легко. При выборе инструмента первостепенное значение имеет мощность. Бытовым лобзиком можно вырезать деревянные наличники для окна с толщиной меньше 70 мм.
У профессиональной модели больше возможностей: лобзиком разрезают древесину с толщиной 80–135 мм. На стоимость высокопроизводительных инструментов влияет наличие дополнительного функционала. Какие приспособления требуются для работы с электролобзиком?
Часто с лобзиком в комплекте идут следующие элементы:
- сменные пилки;
- несколько отвёрток;
- смазочная жидкость;
- чемоданчик для хранения.
Мастеру понадобится также столик, на котором инструмент будет крепиться на рабочем месте. С помощью этого удобного приспособления можно двигать материал, а не электролобзик. Это необходимо при обработке небольших деталей. Если к опорной платформе прикрепить сменную пластину, можно обеспечить оптимальное скольжение.
Подготовка к работе
В создании красивых деревянных изделий большое значение имеет прохождение практических уроков работы ручным фрезером. Начинать следует с легких моделей и простых операций. Работать удобнее с инструментом погружного типа, имеющего колонны, направленные перпендикулярно подошве. По ним опускается корпус с двигателем и инструментом. На них значительно проще регулировать глубину резания и затрачивается меньше сил для управления инструментом.
Сначала следует изучить, как работает ручной фрезерный станок по дереву. В корпусе установлен двигатель. Вращавший момент передается шпинделю и непосредственно на закрепленный цангой инструмент. Опирается ручной фрезерный станок по дереву на подошву. В ней напротив шпинделя сделано окошко, через которое инструмент опускается в рабочую зону. Напротив оси фрезы имеется насечки. По ним оператор ориентируется при ручном режиме резания по разметке.
Фрезерование древесины производится за счет вращения фрезы, закрепленной цангой в шпинделе. Инструмент вручную ведется по линии разметки или применяются для создания красивой лини реза шаблоны и специальные приспособления.
Мастера отмечают широкие возможности фрезерного станка по дереву. Основные выполняемые им операции:
- сверление отверстий;
- выборка четвертей;
- фрезерование пазов, шлицев;
- создание шипов различной формы;
- выравнивание боковых поверхностей;
- подгонка посадочных мест;
- профилирование кромки;
- вырезание дисков различных размеров;
- декоративная резьба по дереву.
Умельцы самостоятельно создают приспособления и увеличивают количество операций, выполняемых ручным фрезерным станком по дереву.
https://youtube.com/watch?v=CPVkMs0DCz4
https://youtube.com/watch?v=sPs2FsW0MY4
Эскизы для узоров: инструкция
Начинающим резчикам рекомендуются перед началом работы определиться с тем, в какой технике планируется гравировка и правильно подобрать орнамент или узор.
Тем мастерам, которые не так давно взяли в руки инструменты, опытные мастера рекомендуют учитывать следующие нюансы при подготовке к работе:
- шаблон для гравюры должен быть максимально простым и понятным, без сложных и витиеватых элементов;
- для каждого вида резьбы существуют свои шаблоны для работы;
- линии с имеющегося шаблона на материал для работы переносят максимально точно, так как только так можно добиться аккуратности в работе.
Не следует приступать к работе без предварительного создания эскиза
Выбирая рисунок для последующего перенесения его на материал, стоит учитывать ряд тонкостей, которые помогут изготовить изделие профессионально и мастерски.
- Для крупного изделия не следует выбирать ажурный орнамент или рисунок с мелкими деталями. Такой рисунок потеряется на готовой вещи и не сделает её уникальной.
- Мелкие вещи не украшаются узорами с крупными элементами и деталями орнамента, чтобы не скрыть форму и уникальность изделия.
- Пропорции при перенесении деталей на фрагменты изделия следует соблюдать до тонкостей, чтобы не нарушить целостность готового орнамента.